…вход запрещен!
А вход им запрещен на второй международный фестиваль активистского искусства «MediaУдар», проходящего в рамках V Московской биеннале современного искусства. Фестиваль проходит с 19 октября по 8 ноября. Программа мероприятий богата. Здесь и воркшопы по изготовлению самиздата, и десятки встреч активистами, философами, искусствоведами, политиками, художниками, антифашистами. Здесь же презентации долгожданных книг андеграунда. В программе мастер-классы по граффити, трафарету, стикеру. Вся эта подземная жизнь развернулась в очень даже наземном месте. Известнейший центр дизайна и архитектуры «ArtПлей» распахнул своих двери для творчества НЕсексистов, Нерасистов и НЕгомофобов.
Текст и instagram-обзор: Элеонора Гилоян
23 октября в рамках «MediaУдара» открылась вторая выставка женской социальной графики «Феминистский карандаш-2». Выставка организуется при поддержке Фонда Розы Люксембург. На этот раз были показаны работы более 30 авторов. В каждой картине (а я, как зритель, имею право считать это картинами) женщины рассказывают о своем жизненном опыте. Например, о материнстве или бездетности, о судьбе художницы, о насилии над женщинами, об отношениях разных поколений женщин, об опыте успешной женщины-карьеристки. Этот список, наверно вечен. Ведь сколько тем, которые никогда не выходят за рамки «только никому не говори» ежедневно обсуждаются женщинами всемирно?
Мужчины уверенно исследуют женский мир и создают произведения искусства обо всех сторонах жизни женщины. В то же время самим женщинам как-то не принято или элементарно некогда (семья, дети) выходить из роли описываемого объекта и исследовать то, что касается их самым непосредственным образом. Тенденция женщин-авторов открыто говорить о социальных проблемах женщин наметилась в российской литературе и кино, но почти не просматривается в изобразительном искусстве.
Здесь же представлена сама фигура женщины-исследовательницы, работающей с различными социальными темами, которые могут и не быть напрямую связаны с проблематикой женского опыта, но косвенно пересекаются с ним. Среди таких тем – социальное неравенство, отношения столицы и провинции, инвалидность и проблемы здравоохранения, образования, давление по ориентации, национальному признаку или возрасту.
По словам кураторов выставки – Виктории Ломаско и Нади Плунгян – название «Феминистский карандаш» отсылает к политическому листку «Боевой карандаш», который в 1940-е годы печатала ленинградская литографская мастерская. Сегодня в невидимом поле находится не только повседневность и быт женщин, но и наш вклад в искусство, науку, общественную жизнь. Женщины считают, что у художниц, работающих с феминистским прицелом, говорящих откровенно и прямо, есть потенциал изменить не только современную графику, но и повлиять на настроение российского общества.
«Феминистский карандаш» начал свое существование в качестве ежегодного проекта в прошлом году, когда слово «феминизм» на афише считалось большим риском. В первой выставке приняли участие всего шесть художниц – больше не позволяло пространство и отсутствие бюджета.
Мне посчастливилось побывать и на первом «Феминистском карандаше». Помню, она проходила в одном из столичных хостеллов. Не знаю, была эта случайность или нет, но жителями этого хостелла были несколько гомосексуалистов из Северного Кавказа, филолог-журналист из Узбекистана, занимающий серьезную должность на «Эхе Москвы» и арабские анархисты. Неплохая компания, правда? Тогда еще большой стенд был уделен девушкам из «PussyRiot»…
В этом году девушки издали альбом, где художницы ( а их (!) 35) рассказывают о себе и своих политических взглядах сами. Участницы собраны по всей России – Петербург, Новосибирск, Омск, Казань, Грозный и т.д. Есть также участницы из других стран – Беларусь, Украина, Германия, Франция, Швеция. Многие согласились приехать в Москву. В планах создание открытого дискуссионного поля.
На выставке можно будет увидеть весь спектр графических жанров: городские трафареты, плакаты, комиксы, рисованные истории, авторскую книгу, стикеры.
Выставка задумана не только как крупнейшая платформа для феминисток с карандашом в руке, но и как просветительский, образовательный проект. Ежедневно, с 24 по 27 октября, в рамках «Феминистского карандаша-2» будут проходить мастер-классы по комиксу и трафарету, а также лекции и дискуссии, посвященные как художественным, так и правозащитным темам. Среди них – пути развития социальной графики, отношение к женщинам в современном искусстве, феминистский активизм, налаживание связей между художницами в регионах и на постсоветском пространстве – и другие стратегии солидарности.
Скажу честно, отношусь к феминисткам с огромным уважением, но при этом все мое отношение укладывается в одно элементарное предложение : «Феминистка до первого нормального мужика!» Тут открывается вторая проблема: отсутствие нормальных мужиков в массовых масштабах. Но сейчас хочу не об этом. Сейчас хочу об Оксане Брюховецкой-киевской художнице. Именно ее «Тело № » заставило меня встать посреди зала и вдруг (что в Москве стоит делать крайней редко) включить мозг. «Тело № » — авторская книга, выполненная тушью и гуашью. Сама Оксана рассказывает о ней следующее :
Идея работы возникла в процессе моего материнства, в период, когда я часто и много гуляла с ребенком на детских площадках, во дворах. С какого-то момента моя маленькая дочь стала задавать мне вопросы, почему некоторые люди роются в мусорниках, ведь там грязно, ведь этого делать нельзя? Это был один из этапов социализации и мне нужно было объяснить, что есть люди, которым нечего есть и даже негде жить. Одновременно, на детских площадках я слышала, как детям прививают отвращение к «этим людям», после которых даже лучше не садиться на скамейки. Меня поразил тот факт, что одновременно с привитием физической гигиены детям прививают другую, очень опасную «гигиену» — видеть в бедных изгоев, зло, «чужих», фактически «нелюдей». Пытаясь облечь детство в розовую оболочку благополучия, оградить своих детей от всякой «грязи», люди при этом каждый день, выходя на улицу сталкиваются с нищетой, горем, голодом, болезнью. Видя, как бездомные находятся в своеобразном гетто, отдаленном стеной равнодушия, я размышляла об изоляции человеческих групп. Как мать с маленьким ребенком я тоже чувствовала изолированность от общества. Ребенок и дом поглощали полностью, не было времени работать и общаться. Разговоры матерей и нянь на детских площадках касались только детей и связанных с ними проблем, замыкая горизонт. Совокупность личных проблем с социальной незащищенностью часто толкает людей на дно. Это касается не только бездомных, но и пожилых людей, чья старость столкнулась с бедностью и одиночеством. Календарик с портретом Януковича, вклеенный в альбом, мне предложила купить на улице за копейки старушка, объясняя, что ей не хватает денег на лекарства. Отвращение и пренебрежение в нашем обществе также вызывает женский облик, которого коснулась нищета, болезнь или старость. Портреты таких женщин сопровождаются у меня в альбоме клишированными призывами к наслаждению, которые одолевают нас на каждом шагу.»
И я не знаю, сколько еще листов в формате А4 я могу исписать, стараясь донести до читателя суть, но совершенно точно я могу сказать одно: все работы достойны отдельных статей, отдельных сюжетов и отдельных интервью с отдельными авторами.
Все, что я могу сказать москвичам и гостям столицы – приходите!
И еще, совершенно неважно блондинка ты или брюнетка, бедная или богатая, образованная или неграмотная, есть одно: ТЫ-ЖЕНЩИНА. И ТЫ должна быть счастлива. Все остальное – второстепенно.