«Театр превращает толпу в народ»? — считал Томас Манн. А как обстоят дела с этой «толпой», желающей превратиться в «народ», в Армении? Начало зимы, в Ереване выпал снег, морозно, но пока еще не очень холодно. Самое время провести один из вечеров в театре.

Автор: Екатерина Киташевская
Фото: Русский драматический театр имени К. С. Станиславского

obeЯ направилась к художественному руководителю Русского драматического театра им. Станиславского, Александру Григоряну, который встретил меня как старого приятеля — душевно и с широкой улыбкой.

А.Г. В первую очередь, хочу поприветствовать Украину. Мы с гастролями объездили ее всю, вдоль и поперек. И, конечно, пользуясь случаем, смею передать привет своему другу Мише Резниковичу (художественному руководителю Национального академического театра русской драмы им.Леси Украинки в Киеве – ред.), мы учились вместе в Санкт-Петербурге. Замечательный человек! Он-то точно знает, как сложно любому национальному театру на территории другой страны.

- А в чем именно заключается сложность? Потеря зрителя?

А.Г. Не только. Конечно, была потеря зрителя с 1992-1997 года. Это связано с переходом от одного строя в другой. Сейчас положение нашего театра гораздо лучше. «Станиславский» – один из самых посещаемых театров в Ереване. На это влияет и тяга к русскому языку, и заработанный годами авторитет.

- Но?..

А.Г. Но – пропасть: остаток духовного переворота 90-х, который мы тяжело пережили. И эта пропасть массовой деградации – явление Всесоюзное, к моему величайшему сожалению…

- Кто же в этом виноват?

А.Г. А не нужно искать виноватых. Нам не хватало еды… О какой духовности может идти речь?

- Но ведь эти времена прошли… Почему же эта пропасть не исчезает?

А.Г. В Вас говорит молодость… Не все сразу. Да и эта судорожная погоня за деньгами – этап, который уже на пороге. На пороге конца!

- И у Вас тоже?

А.Г. Да! Уж нашему театру это обожествление денег не грозит!

- А как же этот переход актеров из театра, даже не в кино, а в сериалы?

А.Г. Ох уж эти сериалы… Безсюжетные, непрофессиональные, с полнейшим отсутствием культуры и эстетики. Бывало, отчитывал своих актеров, а потом видел, что сами все понимают.

- И таких много?

А.Г. Много. Но не все. Я счастлив, что не все! Вижу этих людей, преданных своей профессии, и рад тому, что есть еще люди, которые видят в этом призвание, а не развлечение…

- Я думаю, поддерживать таких людей нужно на более высоком уровне.

А.Г. Да, Вы несомненно правы. Правительство должно понимать, что такое интеллигенция, и, в конце концов, перестать ее давить.

- А что же делать нам, простым смертным?

А.Г. А вам я могу посоветовать только одно: отличайте бескультурье от островков высокой культуры.

7apAsXALJ14

Примечание: 

Русский драматический театр имени К. С. Станиславского был основан в 1936г. Основатель и первый художественный руководитель – Левон Калантар. В составе труппы – народные артисты РА Лейли Хачатрян, Ирина Марченко, заслуженные артисты РА Сергей Магалян, Роберт Акопян, Фред Давтян и другие. С этого театра начал свою сценическую карьеру Армен Джигарханян. С 1969г. художественный руководитель театра – Александр Григирян, директор – Фред Давтян.  Театр неоднократно принимал участие в международных фестивалях, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Бресте, Саранске и в других городах. Театр был удостоен »Гран при». В 2009г. на международном фестивале в Санкт-Петербурге театру был присужден первый приз.
Адрес: ул. Абовяна 7