Студия «МАМАХОХОТАЛА» существует всего 4 года, но за это время ребята из обычной студенческой команды КВН создали свой бизнес, попали в Forbes как один из самых успешных стартап-проектов, дали два полноценных концерта, запустили телевизионную версию стендап-шоу и отсняли сериал «Как закалялся стайл». С создателями «МАМАХОХОТАЛА» – Ромой Грищуком, Олегом Маслюком и Гришей Шевченко – на PUBLIC TALK TheNorDar мы поговорили об индустрии юмора, правилах заработка и шутках, которые «не заходят».
Беседовал: Денис Иванов
Фотографировала: Kris Kulakovska
Курировала: Lilit Sarkisian
Угощала и гостеприимно принимала: aroma espresso bar
- На официальном сайте «МАМАХОХОТАЛА» в разделе “О проекте” можно найти короткую, буквально в два предложения, информацию про студию: «Студия Мамахохотала — создатель юмористического контента для телевидения и других медиа-ресурсов. Основным проектом студии является Мамахохотала-шоу — концерт, в котором сочетаются юмористические номера и стендап-выступления», а также фотографии 16 участников. Давайте попробуем выстроить определенную иерархию: кто в команде – главный? Кто за что отвечает?
(Громкий смех – ред.). Рома: И с самого начала такой тоненький вопрос. У нас как таковой иерархии нет. Она есть только на бумагах, при подписании документов. Каждый сам себе начальник. Да, Гриша немного главнее (смех – ред), но все решения принимаются вместе: кто-то больше отвечает за операционную деятельность, кто-то – за творческую.
- У вас четко распределены обязанности?
Рома: Примерно четко.
Гриша: У нас очень четко распределены обязанности (смех – ред.). Основная часть работы ложится на наших авторов, помимо этого действует административная, операционная, юридическая, финансовая, бухгалтерская части. У нас есть идея, мы ее озвучиваем на общем собрании – и все вместе принимаем решения. Мы достаточно демократичны: никто не ходит в студию как на работу.
- Это бизнесу не мешает?
Рома: Нет, потому что заработок – это результат нашей деятельности. Самое интересное – это процесс создания чего-то интересного, смешного.
- Предлагаю обратиться к истории создания проекта, чтобы выстроить определенную хронологию событий, ведь начинали вы с КВН-команды, которых в КПИ всегда было немало. С кого началась “МАМАХОХОТАЛА”, когда и как? Точка отсчета.
Рома: “МАМАХОХОТАЛА” состоит из нескольких команд КВН. После завершения “карьеры в КВН” мы решили продолжить юмористическую деятельность и создать «МАМАХОХОТАЛА», еще находясь в статусе студентов.
- Какими были первые шаги создания студии?
Рома: Все пришло не сразу. У нас была мечта – организовывать и давать свои концерты. Первый концерт состоялся в ДК «КПИ», параллельно создали канал на YouTube, где выкладывали свои ролики, которые пользовались популярностью. Следующим этапом стал стендап, который был еще не очень популярен в Украине. Параллельно у нас вышло заключить контракт с телеканалом НЛО-ТV. Вход на первый концерт был бесплатным – полторы тысячи людей пришли нас послушать. Второй концерт уже сделали платным, хоть и за символическую стоимость – 30-50 грн. И все равно мы уходили в минус. YouTube принес первые деньги: мы зарабатывали 1000-1500 долларов – и это было прикольно. Также зарабатывали на корпоративах, которые проводили.
- Стендап-шоу стал довольно популярным сегодня, но, насколько мне известно, не вы стали его родоначальниками в Украине. Его запустил Андрей Шабанов.
Рома: Мы начали, скорее всего, одновременно, даже не зная о существовании друг друга. У нас совершенно разная аудитория, она не пересекается. В Украине еще не настолько развита культура стендапа, чтобы говорить о конкуренции.
Гриша: Единственное, что нас задело – это их съемка в Carribean. (смех – ред.).
Рома: Это общее дело – и мы сейчас вместе должны развивать стендап в Украине.
- Бывший верстальщик журнала TheNorDar — Алина — также долгое время являлась редактором сайта «МАМАХОХОТАЛА», и я знаю, что она занималась этим на добровольных началах. Это было полтора года назад. Тогда еще «МАМАХОХОТАЛА» не зарабатывала. Как шлифовалась команда?
Рома: В студенческие годы у нас было огромное количество людей, которым мы импонировали и которые хотели быть «в этой тусовке», многие помогали за идею – и мы всем благодарны, со всеми ребятами поддерживаем дружеские отношения.
Гриша: Но есть такое понятие, как «шлифовка команды»: со временем некоторые люди идут другим путем, и остается костяк.
- Вы недавно попали в список Forbes как один из коммерчески успешных студенческих стартап-проектов Украины. В статье значится: “Восемь студентов КПИ, несколько лет игравшие в одной команде КВН, в марте 2012 года создали комик‑труппу «Мамахохотала». Одиннадцать месяцев спустя ребята дали во дворце культуры альма‑матер второй сольный концерт, собрав полный зал – 1600 человек. Выручка – 54 000 гривен. «Мы в минусе где‑то на 6000 гривен», – говорит руководитель проекта Роман Грищук. По его словам, труппа сознательно идет на убытки, чтобы расширить свою аудиторию”. Сегодня вы довольны результатом работы студии?
Рома: Мы бы не работали два года над студией, если бы были чем-то недовольны, или не зарабатывали. У каждого из нас своя зарплата, которая зависит от того, как мы работали на протяжении месяца.
- У студии есть несколько активных проектов: МАМАХОХОТАЛА-ШОУ, молодежный сериал “Как закалялся стайл” на НЛО-TV, стендап-шоу, организация праздников, корпоративы. Какой из них наиболее популярный и приносит наибольший доход?
Рома: У нас несколько видов заработка: первый – авторство: все мы являемся авторами и пишем шутки, сценарии. Второй – продакшн: мы не просто пишем, но и сами создаем ТВ-продукт. Третье – ивенты: мы не только ведем праздники, но и организовываем их. Четвертое – YouTube.
Гриша: Подсуммирую сказанное Ромой: наша основная прибыль – это, конечно, продакшн.
- Один из способов популяризации бренда стал канал на YouTube, некоторые ролики которого просмотрели более 3 млн пользователей.
Рома: Вопрос не в количестве подписчиков или просмотров, а в том, что заработок стал меньше. Раньше считались и количество просмотров во Вконтакте, сейчас эти просмотры YouTube не индексирует. Если 2 года назад мы зарабатывали на YouTube 1000-1500 долларов, то сегодня сумма снизилась до 300-400 долларов.
- В одном интервью вы признались, что рады тому, что выбрали свой собственный путь и не продолжили играть в КВН. Почему?
Олег: У той перiод, коли ми заснували студiю, популярнiсть КВН в Українi почала спадати, та й сенсу не було. Ми не бачили перспективи, КВН втрачав свою актуальнiсть.
Рома: Сейчас большого КВН в Украине нет. Александр Масляков уже второй год не ездит в Украину, игры проходят без ТВ-съемки (ради которой многие и играют в КВН) и больших залов. Сейчас командам просто не к чему стремиться. Для того, чтобы попасть аж в Высшую Лигу в Москву, нужно много лет потратить, а еще больше – денег, которых, понятное дело, всегда не хватает.
- Как проходит ваш рабочий день?
Гриша: У нас нет жестких правил и распорядка дня. Рабочий день сегодня, к примеру, отличается от рабочего дня за неделю до концерта, когда мы работаем почти круглые сутки. Летом немного спадает активность, работается спокойнее.
- Когда зарождалась Ваша деятельность, родители говорили вам: «Сынок, тебе нужна нормальная работа!»?
Олег: Вони нiчого не казали, але вiдчувалась така, знаєте, нервознiсть (смех – ред.). Ми ж наче нормальнi люди, однак такi собi “шалтай-болтаї”. Але якось усе пережилося.
- Как вы пишете шутки?
Рома: Если это концерт – то все вместе пишем, если стендап – то каждый пишет текст для себя. Если это сериал или какой-то другой проект, то разбиваемся по авторским группам. Одна группа — 2-3 человека
- Ваш юмор – молодежный, построенный на студенчестве. Каким образом фильтруете темы шуток?
Рома: Мы шутим над тем, что нас окружает и что нам близко. У нас в стране есть ребята, которые круто шутят о политике – зачем нам этим заниматься?
Гриша: Нужно шутить так, чтобы тебе поверили. Зачем нам, двадцатилетним парням, шутить о политике? Нам ведь не поверят. Студенческие темы тоже по-немногу отходят на второй план, все-таки мы растем и наши шутки растут.
- Что делать исполнителю, когда его шутка не прошла?
Гриша: Олег, расскажи (смех – ред.).
Олег: Глядач видчуває, коли ти невпевнений в собi – i коли вiн це помiчає, то робить усе, щоб ти «мучився»
Гриша: Недавно у нас был концерт – стендап-шоу, куда входили лучшие выступления участников за год, которые разошлись на YouTube. Зал был набит битком, приехали такие гости как Анна Седокова, O.Torvald, группа ТНМК и другие популярные артисты. Наши ребята вышли разогревать публику в формате общения со звездами: и все в тишину. Никакой реакции. Мы думали: «Ну ок, сейчас начнутся стендап-выступления – и все пойдет как по маслу!». Но шутки не «заходили» вообще: это было такое «порожняковое шоу», что мне было стыдно, честно (улыбается – ред.). Очень многое зависит от атмосферы, публики и места проведения мероприятия. Мы отработали на полную, но к нам пришли гости, которые все эти выступления видели не один раз. Но подобные ситуации закаляют, а ты понимаешь, что нужно работать еще больше.
- Есть какие-то табу в шутках?
Рома: В стендапах есть определенные темы, на которые мы не шутим. К примеру, в Америке популярны шутки на религиозные темы – у нас же их нет. Если бы в Америке или Англии была сейчас такая ситуация, как в Украине (АТО, война, беженцы), комики над этим спокойно шутили бы. А нам кажется, что это не восприняла бы украинская публика. Все очень просто: наши табу – это табу нашего общества.
- Вас часто сравнивают со «Студией Квартал-95», мол, «ребята пытаются повторить». Как относитесь к подобным сравнениям?
Рома: Смотрите, «Студия Квартал-95» всегда была для нас примером и образцом. Ведь многие из нас в свое время работали на их проектах: носили стулья, реквизит. Мы многому у них учились. Это шикарный проект – и круто, когда нас сравнивают. Для нас это очень приятно!
- К чему вы стремитесь – какова Ваша основная цель?
Гриша: Глобальной цели мы перед собой не ставим, но у нас есть мечта – снять классный фильм, который выйдет в прокате в кинотеатрах, и получить за него “Оскар”. Это не шутка — мы действительно этого хотим.
- «МАМАХОХОТАЛА» — на слуху у многих киевлян, вас можно многим молодым ребятам ставить в пример. Что посоветуете начинающим юмористам?
Рома: Я часто раздаю советы – рассказываю все, что знаю, ничего не скрывая. Понимаете, что происходит: человек, который действительно готов взять и сделать, редко спрашивает советы. Многие хотят знать все о том, как устроена работа и с чего нужно начинать, но так никогда и не начинают. Когда появляется цель, важно одно – действовать, а не просто говорить или мечтать.
Pingback: Это так похоже на концерт. МАМАХОХОТАЛА | TheNorDar Magazine