IMG_0353«Полторы дюжины правдивых историй и одна неправдивая» — это первая книга одесского писателя, филолога, бизнесмена Вика Мартиросяна, один из спецпроектов theNorDar. Каждый день на протяжении 19 дней мы публикуем по одному рассказу Вика. В середине сентября выйдет вторая книга автора «О любви, о жизни и яблоках с неба» издательства САММИТ-КНИГА. Найти ее можно будет во всех книжных магазинах страны, а чтобы приобрести первую книги (или две сразу), пишите нам: info@thenordar.com

 

Иллюстрации: Lilit Sarkisian

Буддист

I. В 17 лет ему в руки попалась небольшая книжка в ярко-красной обложке «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Из нее он впервые узнал про дзен. Этот экзотический философский фрукт манил нездешним ароматом.

II. В 18 лет он стал матросом Краснознаменного Северного флота.

III. За три полярных ночи прочитал Валентина Сидорова, Рерихов, Рамачараку, «Жизнь Вивекананды» и «Жизнь Рамакришны», тибетскую книгу мертвых, Анни Безант, Блаватскую, Бхагават-гиту, считая все это высокодуховным откровением.

IV. Прочитав «Общину», в которой Великие Учителя называли Ленина Махатмой, вступил в партию, когда все спешно ее покидали.

V. В университете первый раз назвал себя Буддистом.

VI. Начинал свой день с «Ом мани падме хум», шел по «Пути дзен» Алана Уотса, брел по хайвеям вместе с «Бродягами дхармы» и опускался в мрачные бездны с Чогьямом Трунгпой, вертел в голове замысловатые коаны и старался понять ускользающий смысл «Нерожденного».

VII. Пытаясь постичь способ мышления образами, стал учить хирагану, катакану и кандзи, и читать обо всем, что касалось кодекса бусидо и самураев.

VIII. Его коллекции книг по Востоку, восточной философии и языкам мог бы позавидовать небольшой НИИ. Книги всегда были его страстью. Но эта коллекция была предметом особой гордости, его бесценным сокровищем.

IX. Так и не отыскав ответа в своих фолиантах, Буддист отправился в Индию и Непал в надежде услышать там хлопок одной ладони.

X. Вернулся он через полгода — осунувшийся, уставший и растерянный.

Дядя Ваня

I. Ваня Хачатурович, или просто дядя Ваня приходился Буддисту двоюродным дедом. Он вырос в небольшой старинной деревушке на склонах зеленой горы Бовурхан.

II. В юности дядя Ваня был пастухом. Водил отары по горам на сочные пастбища.

III. Ночевал под открытым небом.

IV. Играл на свирели.

V. Защищался от змей, окружая себя веревкой, как герои Гэри Купера.

VI. Ел немного – хлеб из тандыра, взятый про запас, да овечий сыр. Запивал студеной водой из родника.

VII. Из отцовского ружья со ста шагов бил зверя в глаз, чтоб не попортить шкурку.

VIII. В начале пятидесятых, когда старший брат Артем позвал его в нефтяники, дядя Ваня согласился, не раздумывая. Там же начал курить, уходя дымить подальше от буровой, из ортодоксального уважения к брату.

IX. Женился, и хоть жены не любил, воспитал двух сыновей и дочь.

X. Выйдя на пенсию, книг не читал, в пристрастиях был прост и безыскусен. Держал пчел ради меда и нутрий ради меха. А может и наоборот, лишь бы не сидеть без дела. Любил охоту, музыку и чарку.

XI. Похоронил старшего сына – погибшего на задании милиционера — и стремительно превратился в старика. Когда-то озорные глаза потускнели, складки на лбу стали жестче, а свирель была навсегда снесена на чердак.

Вместо сопоставления 

Буддист приехал погостить к дяде Ване, спасаясь от сжирающей депрессии и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. И хоть дед был на первый взгляд угрюмым и неразговорчивым, общение с его пчелами и нутриями обещало быть нескучным.

В тот день они должны были заняться превращением шелковицы в арак. Никому не доверяя сей священный ритуал, дед всегда самолично делал тутовую водку и сам варил шелковичный сироп – бекмес.

И вот, в паузе между сакральным актом самогоноварения и снятием пробы, Буддист, истосковавшись по звуку человеческой речи, спросил: «Дядь Вань, ты всю свою жизнь проработал на буровой, пацаном из дому ушел. Скажи честно, тебе было грустно, ты скучал за Бовурханом?» Дед сначала отрицательно помотал головой, но чуть погодя, тихонько добавил, глядя внутрь себя подслеповатыми глазами, и тщательно подбирая русские слова: «Знаешь, мне просто…очень не хватало…, когда дождь идет…и капля за шиворот по спине катится».

Возвратившись через пару дней домой, Буддист перестал быть буддистом, избавился от антидепрессантов и подарил городской библиотеке свою внезапно девальвированную книжную коллекцию…

2