«Помешанные» — это этнический проект о людях с многонациональными корнями. В проекте уже приняли участие более двадцати пяти героев различных национальностей. Каждую неделю на сайте TheNorDar появляются новые герои и их истории.

Представляем новую «помешанную» проекта — певицу, автора музыкальных текстов, ведущую Анну Завальскую, которая также стала героиней Public Talk TheNorDar, где впервые рассказала историю своей большой семьи.

Куратор проекта: главный редактор и издатель TheNorDar - Lilit Sarkisian
Фотограф и интервьюер: Kris Kulakovska

Anna-Zavalskaya

Анна Завальская, певица, автор песенных текстов, ведущая
Корни: украинские, греческие, польские.

Мы с родной сестрой Ангелиной не склонны как-то определять себя по национальному признаку. Но в первую очередь, конечно, считаем себя украинками. С детства гастролируя по многонациональным фольклорным фестивалям, где были представлены культуры различных народов, в нас органично воспитывалось уважение и к другим национальностям, и любовь к своей собственной.

Мне часто задают вопрос, кто я по национальности. В силу “космополитичной” внешности меня в каждой стране мира легко принимают за свою. В Египте, например, никто не сомневается в моем арабском происхождении, в Греции со мной начинают беседу на греческом, в Турции уверены, что я турчанка, и даже в Японии меня принимали за японку.

У мамы ярко выраженная восточная внешность, у отца – славянская. Я унаследовала уникальное сочетание темперамента и женственности от мамы, и общительность, коммуникабельность, любовь к семье от папы.

Моя прапрабабушка Феодора по маминой линии по происхождению — гречанка. Она вышла замуж за украинца Тимофея и, ассимилировавшись, скорее, переняла украинский уклад жизни, чем привнесла в него культуру и традиции своего народа. Хотя для Днепропетровской области она необычно одевалась и носила изысканные прически, говорила с акцентом. Это была стройная статная женщина со смуглой кожей, правильными чертами лица, черными, как вороново крыло, волосами. Вообще, по документам все мои предки – украинцы, несмотря на различные корни. Ведь во время сталинских репрессий о национальности предпочиталось умалчивать.

Алексей Репницкий, мой дедушка по маминой линии — украинец, родом из Запорожья, и вся эта генеалогическая ветка – украинская. Рипныки – это люди, которые добывали нефть. Прапрабабушка папы по отцовской линии — Ядвига Завальская — была полькой. Женщина аристократических кровей, с изысканными и утонченными чертами лица. А по материнской – все чистокровные украинцы, девичья фамилия моей бабушки – Якубенко.

Отец Александр Завальский одним из первых начал возрождать аутентичный фольклор в Украине. Он ездил по селам, знакомился с представителями украинского народного творчества и обычными людьми — живыми носителями украинских традиций! Он лично собирал все обряды, обычаи и народные ритуалы, объединяя их в удивительные музыкальные композиции, с которыми мы выступали. У него даже есть неоконченная книга со всеми собранными материалами. И это в то время, когда национальная и народная тема не приветствовалась или воспринималась, как «шароварщина».

Мы с сестрой с детства отмечали все праздники с семьей по всем украинским обычаям и традициям! На Свят-вечер перед Рождеством готовили кутю и 12 традиционных постных блюд, клали чеснок под скатерть по углам стола, чтобы прогнать нечистые силы, а на подоконнике зажигали свечу и ставили угощение, чтобы пригласить души на праздник, которые всегда прилетают в этот день. Также папа всегда приносил сноп сена (дидух) как символ достатка в доме, и перед застольем мы обходили стол с кутей трижды, читая молитву. По всем правилам мы готовимся и к Пасхе: печем с мамой куличи и красим яйца перед всенощной службой. Очень любим этот сакральный процесс, по-настоящему объединяющий семью!

Книга Олексы Воропая «Звичаї нашого народу» всегда была настольной. Хранителями украинских традиций в семье выступали оба родителя, ненавязчиво учили нас этому и говорили: «Фольклор – это неисчерпаемая сокровищница, из которой необходимо брать для современности».

У нас с Алиной есть эксклюзивный музыкальный проект Alibi Folk, который является данью нашей любви к фольклору и уважения к отцу! В альбом вошло 16 украинских народных песен в оригинальных авторских обработках c национальным колоритом стран всего мира. Это было наше видение украинского музыкального наследия, которое раскрывает в родной песне генетические связи с музыкой разных народов, стилей, исторических эпох. Благодаря самобытным аранжировкам, которые варьируются от китайских до шотландских мотивов, от клезмера и грузинских ритмов, от ультрамодной поп-музыки до элитного этно-джаза, проект AlibiFolk выдержан в мировых тенденциях WorldMusic. Эксклюзивный материал в нашей стране оказался невостребованным, в то время как за границей имел успех — альбом скачивали в интернете слушатели из Америки и Европы.

Я счастлива, что во мне намешано столько кровей, и что от каждой национальности я унаследовала доминирующие черты: как во внешности, так и в характере. Я общительна, коммуникабельна, открыта миру, но при этом во мне сильно развито ощущение «клана». Несмотря на то, что ментально я воспитывалась на европейских ценностях: кино, литература, музыка, искусство, и мне более свойственен ярко-выраженный индивидуализм, я одновременно сохраняю в себе какие-то глубоко архаичные вещи, которые заложены при рождении и вызывают необъяснимую тягу к семье, своим истокам.

Помешанные отличаются тем, что…как в анекдоте: «во-первых, это красиво» :)
Национальная “помешанность” ценна с точки зрения генетики, она передается из поколения в поколение, необычное смешение кровей дает удивительный результат. Так переплетаются не только национальности, но и культуры, проникают одна в другую: музыка, язык, традиции, — все это взаимодействует, заимствуется, адаптируется, приживается и имеет свое продолжение. Это можно сравнить с одеялом hand-made patch-work, сшитым из разных ярких кусочков ткани! Поэтому разделять людей по национальности я совсем не привыкла. Все мы – одно целое. Как сказал Александр Невзоров: «Национальность – это понятие не биологическое. Вход в любую национальность открыт для любого человека»… Да и в целом, плохих национальностей не бывает, бывают хорошие и плохие люди.

Помешанные не бывают однозначными и простыми, они — люди с загадкой и изюминкой. Они носители космических и генетических тайн, которые читаются в их удивительно глубоких и мудрых глазах. Такие люди чаще других задаются вопросом самоидентификации, и Вселенная откликается на их внутренний поиск. Они более открыты миру и поэтому притягательны для остальных, у них формируется чувство уважения к другим людям, если они растут в правильном обществе и окружении, формируя систему ценностей без навязанных ущербных стереотипов.

Anna-Zavalskaya2