По приглашению theNorDar певица, ведущая, участница спецпроектов «Помешанные» и Public Talk, киноман по определению Анна Завальская поделилась впечатлениями от Одесского международного кинофестиваля, где певица успела не просто посмотреть огромное количество фильмов, но и побывать на всех самых важных пресс-конференциях с режиссерами и на закрытых встречах с приглашенными гостями ОМКФ. Об особенностях фестиваля в этом году, о лучших событиях и о пяти наиболее запоминающихся кинокартинах рассказывает и показывает Анна Завальская.
Фото: из instagram Анны Завальской
“Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки”
Альфред Хичкок
КИНО как источник вдохновения
Для меня кино — самый сильный источник вдохновения. В своем творчестве я всегда так или иначе обращаюсь к знаковым для меня картинам. В сольном концерте «Третья комната», например, звучало много цитат из моих любимых фильмов. Кадры, которые демонстрировались зрителю на экранах винтажных телевизоров: «Малхолланд драйв», «Сердце Ангела», «ТвинПикс» и другие, были важным подстрочником, расшифровывающим дополнительные смыслы моих песен. Логическим продолжением стал музыкальный кино-проект «Из Голливуда с любовью», где я не только исполняю джазовые стандарты, популярные и очень редкие песни, звучавшие в американских киномюзиклах и нуарах 30-40-ых годов прошлого века, но и погружаю зрителя в атмосферу старого Голливуда, в мир черно-белых фильмов. Кино – моя страсть. Меня восхищают люди, которые разбираются в кино и умеют компетентно о нем говорить. И мне хочется делиться собственным мнением о том, что меня вдохновляет.
Именно поэтому я испытываю перманентную потребность в новых хороших фильмах, которые раскрывают мой творческий потенциал. ОМКФ, безусловно, каждый раз удовлетворяет эту мою потребность.
ОМКФ-2015: впечатления, новинки, встречи
Мне всегда нравится фестивальная атмосфера, но в этом году она была особенной. Во-первых, порадовал отбор конкурсных фильмов, замечательные гала-премьеры и специальные показы под открытым небом. Список отмеченных мною в программке фильмов из серии «must have» был впечатляющим. Приятно, что главным акцентом стала тематическая ретроспектива, посвященная Одессе, — этот город действительно идеальная декорация для кинофестиваля. И, конечно, заслуживает похвалы внутренняя организация всех фестивальных процессов. Нужно отдать должное: все слажено, цивилизованно, гостеприимно и профессионально.
ОСОБЕННОСТИ сезона
Лично для меня этот сезон был ориентирован исключительно на фестивальную программу – я была в статусе «звездного» зрителя, что позволило мне не отвлекаться на привычные рабочие вопросы. Я сознательно приехала, прежде всего, за новыми кино-впечатлениями и мой личный кино-марафон охватил более 12 фильмов за пять дней. Да, я пропустила торжественные церемонии открытия и закрытия фестиваля, красные дорожки и все вечеринки, афтер-пати прошли в этом году мимо меня, но кроме фильмов и сложного графика их просмотров я словила фестивальный кураж, ритм и атмосферу города, наслаждалась в перерывах между сеансами общением с друзьями, с которыми делилась впечатлениями, и успела попасть на все самые интересные творческие встречи и мастер-классы с режиссерами – гостями ОМКФ.
А вообще, в кулуарах поговаривали, что шестой по счету фестиваль отличался, прежде всего, целевой зрительской аудиторией. Количество гостей, которые имеют профессиональное отношение к кино, специальное образование и могут называть себя настоящими киноманами, приятно порадовало. Ушел весь глянцевый лоск и поверхностная заинтересованность в кино. Мне кажется, ОМКФ на верном пути формирования вкусов у зрителей.
ТОП-5 фильмов ОМКФ
1. ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ
Одним из самых сильных впечатлений ОМКФ для меня стал фильм настоящего эстета и художника Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». Семь пронзительных новелл складываются в сложную мозаику-антиутопию на грани реальности и сна, прошлого и будущего. Их визуальное совершенство перехватывает дыхание, тягостная атмосфера кадра и градус безысходной меланхолии пьянят покруче алкоголя. Тексты, символы, образы проникают глубоко и живут внутри долгим глухим колокольным эхо. Это больше чем кино – настоящая поэзия, которая тонко рифмуется со светлой декадентской грустью о несбыточном. Фильм-притча, фильм-философская элегия поднимает весь осадок со дна стакана, превращающий воду в муть. И вдруг ты осознаешь: как хорошо, что небо над нами пока еще не электрическое, и мы можем видеть сияние далеких звезд, а не туманную беспросветную пелену над головой.
2. ВОЛШЕБНАЯ ДЕВУШКА
Фильм испанского режиссера Карлоса Вермута «Волшебная девушка» (Magic girl) оказался сродни выпитому залпом натощак стакану чистого вермута. И пусть вас не вводит в заблуждение «кавайное» название картины (здесь, кстати, не случаен японский сленг), — сюжет развивается стремительно и беспощадно, чтобы буквально выбить в финале почву из под ног. Только хард-кор! Надо сказать , все сильнее и бескомпромисcнее люблю испанское кино, определение которому интуитивно дает один из персонажей «Девушки», говоря о корриде: «…испанцы — противоречивая нация, которая вечно балансирует между рациональным и эмоциональным. Где поиск равновесия между инстинктом и техникой бесконечен…».Чтобы познать поэтику Испании, ее культуру, нужно знакомиться с ее кинематографом и литературой! Интеллектуальность, оригинальность и символизм стали отличительной чертой испанского кинематографа. А еще такой крепкий реализм, который шокирует своей художественной откровенной точностью. В неординарном нео-нуаре «Волшебная девушка» странным образом сплетаются в тугой узел японская культура аниме и менталитет Испании, характеры, цели, порочные и случайно-неслучайные взаимосвязи героев, которые сдержанно и по капле раскрывают свои мрачные тайны, обнажая свое опасное прошлое, словно острый нож, чтобы затем вонзить его прямо в сердце. И когда на титрах зазвучит саундтрек моих любимых Pink Martini »Song Of The Black Lizard», вы будете сидеть в кресле, не в силах пошевелиться. Вот где кроется настоящая магия кино.
3. АНТУРАЖ
В моей коллекции просмотров оказался отличный фильм «Антураж» американского режиссера Дага Эллина, автора одноименного сериала на канале HBO, по мотивам которого был создан полный метр. Помните, как там было в известной рекламе: «Имидж — ничто, жажда — все»?! Так вот: в современном Голливуде, где правила выживания жестоки и беспощадны, имидж и жажда денег, секса, популярности, статуса — одно неразрывное целое. Закулисье производства потенциального киношедевра молодыми и амбициозными звездами-прожигателями бюджетов и жизней оказывается на грани срыва, и коллизия вокруг этого лихо набирает обороты. История облачена в блестящий ироничный, брутальный юмор и искрометные диалоги, где имеют место быть и сентиментальные, трогательные эпизоды. А количество звездных камео по-настоящему впечатляет: чего только стоят появления Лиама Нисона, Фаррелла, Джессики Альба, Марка Уолберга в роли самих себя. Драйв и динамика этого кино с колоритом Коэнов лично для меня стали отличной разрядкой, возможностью круто переключиться с интеллектуального и артхаусного контента.
4. ВИКТОРИЯ
Фрэнсис Форд-Коппола сказал о фильме «Апокалипсис сегодня»: «Это фильм не о войне, - это сама война». Точно так же можно сказать о фильме «Виктория»: «…это фильм не об ограблении, — это само ограбление…» Действительно, психологически выдержать кино, виртуозно снятое всего тремя дублями общей длительностью в 2,5 часа, мягко скажем, непросто. Ты словно тайно подглядываешь за происходящим, внутренне возражаешь, споришь, бунтуешь, потом беспомощно сдаешься и просто плывешь по течению вместе с героями, которых уже не ждет ничего хорошего. Бурные споры после просмотра о том: «зачем мне это было нужно, весь этот негатив?», говорят лишь о том, что кино способно дать звонкую пощечину без объяснений и извинений после.
5. ЛОБСТЕР
Фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Лобстер» — однозначно одна из самых противоречивых картин на ОМКФ! Публика категорично делится на тех, кто выходит из зала в полном экстазе от увиденного и тех, кто покидает зал преждевременно, не в силах «переварить» экстравагантное режиссерское видение. Я бы назвала эту работу удачным психологическим экспериментом над зрителем путем смешения в больших дозах парадокса, сатиры, отторжения, сюрреализма и абсурда. История о трудном выборе в рамках строгих законов вымышленного общества. В первой категории оказываются одиночки, которых арестовывают и насильно селят в жутком отеле, чтобы те нашли себе пару ровно за 45 дней и, если неудачник не справляется с этой задачей, будет либо пристрелен конкурентом, либо обращен в животное на собственное усмотрение. А во второй категории — отшельники, которые сбежали в лес, сознательно выбрав одиночество и в случае, если кто-то там влюбляется, — жестоко расплачиваются за нарушение правил. Чего только стоят фразы, достойные статуса афоризмов: «В случае, если у вас начнутся разногласия и конфликты, вам будут прописаны дети. Обычно это очень помогает» или «Мы все танцуем в одиночестве, поэтому здесь звучит только электронная музыка». Кстати, струнный квартет №8 Шостаковича идеально нагнетает обстановку и усугубляет психоделическую атмосферу фильма. Но, на самом деле, фильм затрагивает сложный философский вопрос: комфортно и необходимо ли нам жить с кем-то, или естественнее быть в полном одиночестве, и почему это кто-то должен решать за нас?
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ впечатления
Не могу не поделиться самыми главными впечатлениями от фестиваля, которые не скачаешь на торрентах и не наверстаешь пост-фактум. Их можно получить лишь в реальном времени, став свидетелем и соучастником чего-то волшебного и незабываемого.
Во первых, это показ фильма «Люмьер»! Город, умытый дождем и пахнущий свежестью, невольно превращается в фактурные декорации к ночной прогулке после просмотра это шедевра! В голове до сих пор мелькают его черно-белые кадры, сложившие причудливую мозаику из хроник начала XX столетия, снятых братьями Люмьер. И ты идешь, почти лишенный дара речи от полного погружения в эпоху рождения кинематографа и мысленно благодаришь за уникальную ретроспективу директора Каннского фестиваля — Тьерри Фремо, который эксклюзивно вел эту незабываемую экскурсию своими блестящими комментариями и остроумными ремарками, заставляя зрителей смеяться, плакать, дрожать от волнения и восхищения. «Люмьер» - лучшее послевкусие фестиваля. Даже только ради этого необходимо было здесь оказаться!
Во-вторых, это вдохновляющая творческая встреча с ирландским режиссером Джимом Шериданом, шестикратным номинантом на Оскар. Он запомнится мне спокойной мужской манерой философствовать, не отвечая прямо на вопросы. Джим Шеридан, открывший миру гений актера Дэниела Дэй-Льюиса, сказал то, что мне безусловно понравилось: «Слова в кино все усложняют… Лучше потратить больше времени на безмолвные сцены, поскольку тексты можно по-разному и неверно интерпретировать». И, конечно, мой самый ценный артефакт — автограф режиссера на каталоге фестиваля!
И, наконец, спасибо лично главному редактору Buro247 Алексею Тарасову за приглашение на коктейль и открытое интервью с кинорежиссером Дарреном Аронофски. В непринужденной обстановке творческий человек всегда раскрывается лучше, было интересно услышать мысли, рассуждения и безумные истории из жизни Даррена, как говорится, на расстоянии вытянутой руки.
НА ПРОЩАНИЕ
Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается, но до следующего ОМКФ я буду на волне незабываемых эмоций. Много впечатлений, любимые и прекрасные люди рядом, много осуществленных и не осуществленных встреч и планов, но совершенно точно: я абсолютно счастлива каждому мгновению, которые найдут свое отражение в моем творчестве.