Грандиозные премьеры становятся своего рода традицией для Киева. Так 28 октября во Дворце «Украина» состоялось самое долгожданное балетное событие 2014 года – The Great Gatsby Ballet, и уже тогда организаторы дали слово повторить концерт в феврале 2015 года. Обещали — с держали слово! 16 и 17 февраля The Great Gatsby Ballet выйдет на бис в Киеве! Вооружившись вневременной литературной основой, продюсеру Алене Матвиенко и звезде балета Денису Матвиенко удалось невероятное – минимальным составом меньше чем за год реализовать грандиозный проект мирового уровня.
Подготовила: Анна Гаврилова
Фото: Лена Кудрей
Уже после первых постановок в скандально известной Национальной опере за Матвиенко закрепился образ того самого «света в конце тоннеля» для украинских почитателей балета. Уже с момента презентации яркого тизера будущей истории интерес публики только нарастал. А за неделю до премьеры купить билеты было сродни выигрышу в лотерею.
В первые минуты после начала в полностью заполненном зале воцарилась атмосфера, ощущение которой киевский зритель уже успел позабыть за долгое время тишины. Публика замерла в предвкушении, абстрагировавшись от холода и специфического антуража концертного зала. Этот проект выделяет многое. Он создавался буквально «с нуля», будучи форменным вызовом для его участников. По предварительным данным бюджет постановки уже перевалил за миллион долларов, а гастрольная география следующего года покроет страны Европы и США. Сенсационная коллаборация профессионалов смогла собрать лучшее, создав полновесное произведение. Всякий, кто знаком с классическим романом Фицджеральда, без труда улавливал основную линию и мог полностью погрузиться в хореографические тонкости постановки Дуайта Родена. А безупречный видеоряд режиссеров братьев Стеколенко послужил не традиционным символическим сопровождением, а полноценной, весьма важной частью происходящего. Также стоит отметить работу художника по костюмам Дмитрия Парадизова: более сотни нарядов для 28 танцовщиков были сшиты за 24 дня.
Труппу сформировали танцовщики Мариинского театра, Национальной оперы и Complexions Contemporary Ballet под руководством хореографа-постановщика Дуайта Родена. Следует отметить, что в команде не существует понятия «кордебалет». Каждый танцор является отдельным персонажем, со своим особенным характером, неповторимым стилем и задачей на сцене. Ставка на индивидуальность дает еще большее ощущение подлинности каждому выходу. На ряду с блестящим исполнением главных партий Денисом Матвиенко и его женой Анастасией, публика высоко оценила героя Мейера Вольфшейма в исполнении танцовщика Клиффорда Уильямса (труппа Complexions Contemporary Ballet) за необычную харизму и пластику. Режиссер балета Дуайт Роден признается, что самым большим открытием для него стало то, как звезды классического балета органично и естественно перестроились на современную хореографию. Пожалуй, то же самое можно сказать в отношении украинской публики, в чем, несомненно, заслуга постановщика.
Большой интригой для всех оставалась тема музыки, ведь Константин Меладзе ранее не работал с балетом. Над расшифровкой либретто композитор работал с Юрием Шепетой, в шутку Константин сравнивал их формат сотрудничества с тандемом Ильфа и Петрова. Шепета писал музыку ко второму акту, сохраняя заложенный Меладзе лейтмотив до самого финала. Эталоном при написании служила классика золотой эпохи джаза в лучших традициях, но также угадывались и влияния Гершвина, Стравинского, Чайковского.
Команда сознательно принимала решение о переносе постановочного процесса и самой премьеры в Киев, желая преподнести данный проект как украинский, принять на себя часть имиджевой ноши страны, что, безусловно, особенно важно в такое время. И глядя на переменившиеся после финала лица зрителей, хочется верить, что этот пример обнажит все «неудобные» до сегодня темы развития балета в нашей стране. И оставит позади извечные формулировки о невозможности чего-либо. Искусство – это большой труд, а, следовательно – облагораживает человека.