Начинаем весну с новой рубрики «Путешествие в Армению». О своих поездках в Армению нам будут рассказывать как туристы, посетившие страну впервые, так и армяне из диаспоры. Начнем рубрику с дневниковых записей Светланы Гордеевой, которые мы разделили на несколько частей. Светлана колесила по Армении ровно неделю — о первых двух днях Светлана рассказывает в репортаже.

Текст, фото: Светлана Гордеева

День 1. Прилет в Ереван.

18.40 по армянскому времени

Мы пришлепали в наш отель переодеться к ужину – у нас сейчас обещанный приветственный ужин. Мы уже успели пройтись по центру города (все за два с половиной часа), и нас уже успели обмануть. Теперь у нас будет в воспоминания приклеенная фальшивая монетка, сделанная на местном фальшивомонетчиковском аппарате. 500 драм (40 рублей) – их подделывают чаще всего. Способ отличить одну от другой – подкинуть, если она зазвенит – то настоящая. Если нет – ну, не повезло.

8.25 утра 1 мая

Вчера мы с Ириской решили медленно дойти до центра, осмотреть город и вернуться к ужину.

Все здания в Ереване построены из туфа – в основном он розовый, очень приятного оттенка (но туф может быть как светло-бежевый, так и черный – мы видели и тот, и другой). По дороге мы наткнулись на табличку «Вооруженные силы России» — за воротами оказался бывший госпиталь – очень даже внушительное здание. Мы наткнулись еще на метро, очень удивились, что оно вообще есть. Мы в него зашли, проезд стоит 100 драм – по-нашему это 7 рублей. Метро непопулярно в Ереване, потому что идет только по центру и не соединяет его с жилыми кварталами. Хотя странно, что в таком городе, где перепады высоты составляет до 500 метров, можно построить протяженное метро.
Кстати, вчера мы получили долю ереванской экзотики – прокатились на маршрутке – очень впечатляет. Там народ стоит, забившись в маршрутку под завязку – какие 13 человек? Может вместиться и все 30.

Ну так вот про метро – есть одна ветка синего цвета и строящаяся красная ветка. Синяя – значит, аналог Арбатско-Покровской линии. Мы ее переделали в Армянско-Покровскую линию.

Я произвожу прямо феноменальное впечатление – народ пялится, не стесняясь. Что ж будет в деревнях? (кстати, в деревнях то же самое).

Весь город цветет (правда, часть деревьев уже отцвела), но те, которые остались, очень красивы.
armenia_yerevan_2012_02Когда мы подлетали к аэропорту Звартноц (переводится как «бдящие силы», то есть ангелы), мы видели сначала горы, горы, горы, потом город с центральной площадью и отходящими от нее как лучи линиями улиц. Мы подумали, что это Ереван, но полетели дальше и долетели еще до города, вытянутого как змея, подальше от него сели. Гарик сказал, что первый – это Ереван.

В первый же день увидели Арарат – Сис и МаСис – малый и большой Арарат. Надо же всего 40 км, а дойти до него нельзя. Граница закрыта. Поэтому если очень захочется, можно проехать 1000 км через Грузию. Оказывается, в советское время правительство просто сдaло бывшие территории российской империи (среди которых оказалась Армения) Турции, чтобы наступление Турции помогло «советизировать» Армению. Опять Армения, как и в древние века, оказалась между двух огней.

И получается, что уже почти век как Турция продолжает блокаду Армении. И даже торговля и поездки проходят через Грузию – граница с Турцией закрыта.

Кстати, о русском – сложилось впечатление, что русский армяне знают хуже, чем английский (по крайней мере так показалось в первые моменты нашего пребывания в Ереване). На улицах народ иногда лучше подсказывает по-английски, чем по-русски. Надписи или на армянском, или на армянском и английском.

На русском остались лишь покосившиеся «от советской старости» надписи улиц.

Мы наткнулись на American University of Armenia – армяне учатся там и отчаливают в Америку работать. Более дешевая подготовка кадров.

Гарик повез нас ужинать через Раздан – огромное ущелье, которое проходит через весь город. Когда мы уже из него выезжали, то увидели Арарат.
armenia_yerevan_2012_03Ужинали в «Таверне Ереван» – меню напомнило эпизод из фильма «Служебный роман». И что мы ели – социви, купаты, шашлыки… А что пили – хванчакуру пили, боржом пили. Ну если все это перевести на язык армянских блюд, то получилось овощное ассорти (вместе с тархуном – кстати, он здесь потрясающе ароматный), деревенское сырное ассорти, кебабы из мяса и картошки (не путать с люля кебабом), шашлык. Взяли попробовать легкий суп – спас – он молочный, очень классный.

armyanskaya-2А запивали мы все фруктовой водочкой (вернее самогоном) – ароматная штука, причем после нее голова свежая и чистая. Начали с персиковой, а продолжили тутовой. Но персиковая понравилась намного больше. Мы ее закупили домой.

За столом было столько тостов, сколько, наверное, я в своей жизни не слышала – Гарик очень красиво говорит. А после ужина он повел нас смотреть поющие фонтаны – на площади Республики играет музыка и танцуют водяные струи. Помнится, первые мои поющие фонтаны были в Барселоне – именно с них мы потом мчались на последнюю электричку до нашего Мальграт де Мар.

Рядом с поющими фонтанами есть источник семи братьев. Видимо, эта сказка есть у всех народов мира в той или иной вариации – жил был старик, у него было семь сыновей. Старик им и сказал – поддерживайте друг друга всегда. Вот так же и в этом источнике – если заткнуть шесть дырок, то струя из оставшейся дырки будет очень-очень высокой.
armenia_yerevan_2012_04armenia_yerevan_2012_05Естественно, не могли обойти Арама Ильича (имею в виду Хачатуряна и его балет «Спартак»). Заиграли танец с саблями, и струи пустились в бешеный пляс. Ириска радостно провозгласил – О, Щелкунчик! Ну в принципе похоже!

Занавес!

День 2. Ереван и его окрестности. Гарни.

22.23, 1 мая

Сегодня мы в честь праздника ударно потрудились, знакомясь с Ереваном и его окрестностями. Мы узнали о том, почему и как появилось армянское радио, как армян гоняли туда-сюда по стране и из страны, а также насладились видом горы Арарат как в реальности, так и в танцевальном представлении.

Сегодня трудовой день у нас начался в 10 часов утра – для экскурсионки это достаточно поздно. Обычно (судя по Австралии) нужно было уже часов в 7-8 быть на месте. А тут к отелю подогнали шестисотый мерс (Ириска до сих пор закатывает глазки, когда об этом вспоминает), распахнули двери, посадили в него и повезли обозревать интересности. Оказывается, практически рядом с нами (через Киевян – это Киевский мост) есть открытое место с видом на Арарат, даже можно сходить часов в 6 утра и понаблюдать рассвет над Араратом. Надо будет как-то решиться на этот шаг – компенсировать неудавшийся закат и рассвет над Улуру (ну мы так и не встретили рассвет с видом на Арарат, поскольку пока мы собирались, набежали тучи, и Арарат открыл нам свое личико, как Гюльчатай, только в самый день отъезда).

1359884012_15Так вот сегодня нас на 6-исотом мерсе повезли за город – в древний храм Гарни и монастырь Гегард. По дороге Гарик снабдил нас ценными сведениями из армянской истории. Чувствую, что мой мозг не в силах удерживать весь рассказ. Основное, что я вынесла из всей этой истории – что начиналось все с древнего царства Урарту. Еще важная дата в армянской истории – это 405 год нашей эры – появился армянский алфавит с подачи монаха Маштоца. Помню, что Ереван стал 12 -той столицей Армении, и его название пошло от древнего города-крепости Эребуни. Вот лингвистическая засада – сначала поменялась одна буква, потом другая – так Эребуни стал Ереваном (при переходе из урартского в армянский).

Что было дальше – не помню. Приходили одни цари, уходили другие. Маленькая Армения находилась (да и сейчас находится) как раз между воющими государствами – тут и турки, и курды, и персы, и еще какие-то воинствующие народности, у которых одна цель – прибежать, награбить и побежать дальше. Запомнился царь Арам или Араме, а также царь Тигран Мец (он же Великий), который сначала завоевал конкретно много территории (Армения стала выходить к морям – аж к Средиземному), а потом на него накинулись другие государства – пришлось все отдать. Это случилось после войны с Римом.

Плюс Армения же была христианской, причем приняла христианство в совсем лохматом году, задолго до Киевской Руси. А вокруг-то мусульмане (правда, кроме проживавших на территории Грузии, а в древности и Византии)! Вообще удивительно, что этот народ выжил, ведь войны из-за веры самые жестокие.

Армянская письменность — одна из самых древних в мире. Она (по легенде) была еще до нашей эры. Месроп Маштоц нашел ее в сирийском монастыре у епископа Даниила. Епископ Даниил в 4-м веке нашей эры нашел древние армянские письмена, но они не подходили для письменности из-за несоответствия звуков и букв. Месроп Маштоц адаптировал одно и другое – получилась пригодная для использования письменность. И все это было в 5-м веке нашей эры!

Кстати, армянское наименование армян – хайк (причем х – не наше х, а другое х – произносится с придыханием,обычное hayk). Произошло название от имени правнука Ноя Хайка – он был лучником. Но поцапался с еще одним правнуком Ноя – Немродом, главой Вавилонского царства. Хайк был против строительства Вавилонской башни, Немрод – за. Немрода никто не мог победить, а Хайк взял и победил.

Кстати, сейчас мы находимся на высоте 800 м над уровнем моря, а поднимались на высоту 1350 м. И это после нашей равнины, где находится Москва. Завтра поедем еще выше – на 2600 м.

Сегодня мы ездили в горы – проезжали горное село с покосившимися домиками (это село Вохчаберд из-за оползня). Первая остановка была у арки Чаренца – входишь в нее и вот тебе Арарат малый и большой как на ладони. Любуешься видом Арарата на фоне дикого кваканья лягушек. Оказывается, внизу болота. Но так непривычно.armenia_yerevan_garni_2012_01Рядом село – достаточно древнее. Изначально народ селился в пещерах – они и сейчас сохранились, но осыпаются. А когда приходили захватчики, женщин и детей поднимали наверх на скалы. Вот так выживал народ. А теперь горы сползают вниз – их ничем не получается укрепить. Жителям села дали деньги на то, чтобы они купили себе дома где-то еще. Но некоторые старики просто не хотят селиться в других местах – вот и доживают свой век в сползающих вниз домах.

Через дороги ходят коровы. Как сказал Гарик, это дикие коровы, которые сами знают, где им пастись, сами приходят и уходят домой. Иногда их доят дикие пастухи, а дикие туристы с ними фотографируются.

3816858451_ef69680819_o_view

В течение всей дороги виден Арарат — зачем ехать в Японию смотреть на Фудзияму – здесь она своя. А вместо сакуры – потрясающие сады абрикосов и персиков. Кстати, в Ереване персики уже отцвели, а в горах они еще в процессе.

Итак, храм в Гарни – древний дохристианский храм – когда в Армении существовали еще языческие верования. Этот храм восстановленный, ученые обнаружили кучу камней и собрали пазл – получился очаровательный маленький храмчик на возвышении посреди гор. Он находится как бы на полукруглой выдающейся в ущелье колонне. Здесь когда-то был древний город – остатки стены видны и сейчас. Рядом со входом лежат древние хачкары – от армянских слов хач – крест, кар – камень. Это изображение креста и еще других рисунков – они служили символами веропонимания, которое заключается в том, что представлены три элемента – вечность, из которой произрастает древо жизни и крест, и все это стремится в небеса (это вот сейчас Ириска лежит на кровати и излагает то, что он вчера запомнил). Изначально это могли быть языческие камни – например, вдоль рек и ирригационных каналов лежали камни в виде рыб – охраняли каналы от разрушения. Кстати, воды в Армении много, но вот доставить ее в места, где живет большинство людей сложно – нужно от гор протягивать каналы. Поэтому до сих пор пользуются каналами, которым более 3 тысяч лет.
При входе стоит камень с надписью на греческом – что храм посвящен богу солнца Гелиосу, что построен по заказу царя и выкуплен им у построивших его архитекторов. Вообще в самом храме есть несколько плит с надписями на разных языках – на арабском, на персидском и на армянском. Храм весь в узорах. Он посвящен языческому богу солнца Михру – Митре. В храме раньше стояла его статуя. Мне почему-то показалось, что там стояла статуя армянской богини любви Анаит (почему-то запомнилось имя – ну очень красивое – даже почитала о ней то, что написано в Википедии).
Самое интересное, что рядом с храмом есть раскопанный древнехристианский храм – он был построен на остатках языческого храма. А рядом дворец царя – сохранились остатки зала заседаний, спален, трапезной и даже бани в очень хорошем состоянии. Причем пол в этих банях был приподнят – туда подавался горячий пар, парящиеся мылись, умащались маслами, а потом сразу в спальню.

Когда мы уже собрались уходить, из храма послышались звуки пения – в самом храме пели пять девушек.
Кстати, русских туристов не просто мало, их практически совсем нет. В основном группы иностранные – испанцы, итальянцы и прочие. Китайцев в Армению не пускают – слишком они быстро заселяют территории. Поэтому получить в Армению визу очень сложно, практически невозможно. То же самое касается негров – посольство получает кучу запросов в день от нигерийских футбольных команд на возможность приехать в Армению. Хотят ее использовать как перевалочную базу в Европу или вообще обосноваться в ней.

Еще нам предстояла поездка в Гегард – это монастырь в горах, летняя резиденция патриарха. Он крошечный, дорога, которая к нему ведет, на нем и заканчивается. Дальше только горы и альпинистские тропы. Перед монастырем есть дорога наверх, в пещеры монахов.
armenia_yerevan_garni_2012_09Сам монастырь тоже частично вырублен в скале – причем эти вырубленные помещения вырубались сверху – делалось отверстие и вынималась постепенно горная порода. В них тоже много хачкаров и всяческих узоров. Сразу чувствуется, что ты в горе – достаточно холодно.

Гарик решил по дороге, что было бы очень даже здорово пообедать не в душном городе, а в прохладных горах – мы заехали в ресторанчик, очень симпатичный. Там мы попробовали армянское пиво – Гюмри. Ну нам не понравилось – уж очень оно горькое. Эдик и Гарик взяли кебабы, но забраковали их с первого же кусочка – кто ж так готовит кебаб! Что и высказали официанту. А мы взяли шашлык из баранины и рыбку (ишхан – царская рыба, то есть форель).

Нас ждала еще небольшая пробежка (вернее, проездка) по городу – мать Армения, например. На ее месте стоял Сталин, но видимо, во время развенчания его культа решили срочно снять сего товарища с постамента и поставили такую скульптуру. Мать Армения стоит на возвышении, и видно, что днем Арарат скрывает дымка. Хорошо еще, что весна – а то бы Гюльчатай так свое личико могла и не открыть.

Гарик привез нас на знаменитый Каскад (причем мы с очень нехилой по высоте горки скатились вниз к подножию Каскада).

Прямо на улице стоят миллионы баксов. Скульптуры действительно очень необычные – особенно поражает многообразие зайцев, причем зайцы в необычных позах – взлетающие зайцы, парящий заяц, заяц, танцующий кочари. Если подниматься на сам Каскад, то там тоже можно обнаружить много всего интересного. Каждая его площадка символизирует какой-то этап в развитии Армении. Там также стоят скульптуры. Например, голова философа – он почему-то по нос погружен в воду. Или вот стоит совершенно жуткий лев – он сделан из кусков автомобильных покрышек, но выглядит очень зловеще. Я даже его не касалась, старалась подальше от него встать – такое ощущение, что он откроет пасть и прыгнет.

gallery_1890_999_262250Гарик еще провез нас к памятнику герою армянского эпоса – Давиду Сассунци. Боевой был парень. Он сам из крестьян, посему меч он держит как косу – что умеет, то и держит. А конь у него волшебный – летающий.

Оказывается, в Армении еще есть площадь России, которую приезжал открывать Медведев.

Вечером у нас была культурно-развлекательная программа – песни и танцы армянского народа. Очень ярко и зажигательно. Очень красивый танец исполняли девушки в белых платьях с голубоватыми подолами. А в конце они сложили сам Арарат. Правда, мы бы сами не догадались, если бы Гарик нам не сказал.
armenia_yerevan_garni_2012_12

• http://www.facebook.com/vasilina.mosievich Vasilina Mosievich

Культуру треба пізнавати часто через кухню — це правда)