Что такое квир-кино и почему масштабный кинофестиваль «Молодость» 43 в этом году выделил их в отдельную программу Sunny Bunny («Солнечный зайчик»)? На эти и другие вопросы читайте ответы в материале Василины Мосиевич.
В этом году конкурс квир-фильмов Sunny Bunny на 43-ей Молодости был представлен девятью полнометражными фильмами. В программе зрители могли увидеть как уже знакомые имена Ксавье Долан, Брюс Ля Брюс и Малгожата Шумовска, так и совсем новые.
Характерные особенности квир-кино:
1. в фильме одними из главных персонажей являются персонажи с нетрадиционной сексуальной ориентацией и, обязательно, фильм рассматривает аспекты подобной сексуальности с серьёзным подходом (в противопоставление унизительному или эксплуатационному подходу);
2. дополнительным фактором может считаться то, что в создании фильма (в качестве сценариста, режиссёра, продюсера или актёра) принимали участие люди нетрадиционной сексуальной ориентации;
3. еще одним особым фактором может считаться то, что сама квир-аудитория, чей взгляд зачастую радикально отличается от общепринятого, причисляет кинокартину к жанру «квир».
Итак, какие фильмы программы Sunny Bunny были представлены на кинофестивале «Молодость» 43?
«Плавающие небоскребы» Томаша Василевского. Главный герой кинокартины - молодой парень по имени Куба, чья жизнь переворачивается после знакомства с Михалом. Это вторая полнометражная работа Василевского — его первая лента дебютировала в прошлом году в Карловых Варах. Фильммейкер начинал карьеру как помощник режиссера на съемках «Антихриста» Ларса фон Триера и «Женщины, которая мечтала о мужчине» Пера Флю.
«Геронтофилия» Брюс Ля Брюса. Новый фильм канадского режиссера и писателя Брюса Ля Брюса касается табуированной темы: отношений молодого парня с пожилым мужчиной. Впрочем, вместо прямого обсуждения сексуальности, автор пытается раскрыть сущность табу. Премьера картины состоялась в рамках программы «Дни авторов» Венецианского кинофестиваля. В 2010 Ля Брюс побывал на «Молодости», где получил Специальный диплом от жюри конкурса «Солнечный зайчик» за фильм «Зомби из Лос-Анджелеса».
«Во имя …» Малгожаты Шумовской - новинка от польского режиссера. Фильм разрушает стереотипы о гомосексуальности в католической церкви. «Во имя …» получил премию Teddy на нынешнем Берлинале, а также гран-при на Стамбульском МКФ. В прошлом году фильм Шумовской «Профессионалки» с Жюльет Бинош в главной роли вошел во внеконкурсную программу «Молодости».
»В темноте» Майкла Майера. В своем дебютном фильме израильский режиссер Майкл Майер разворачивает конфликт публичного и личного. Палестинский студент Нимер влюбляется в израильского юриста Роя. Палестинская община не принимает его сексуальную идентичность, а израильская — национальную.
«Армия спасения» Абделла Таия. Франко-марокканская копродукция «Армия спасения» — дебютная работа режиссера Абделла Таия. Таия — известный марокканский писатель, который первым из публичных личностей в стране открыто признал свою гомосексуальность.
«Незнакомец на озере» Алена Гирода приехал на «Молодость» с Каннского МКФ с призом за лучшую режиссуру в секции «Особый взгляд». Франк, молодой гей, проводит отпуск на берегу озера на юге Франции. Каждый день он приходит на пляж и вступает во множество случайных отношений, но настоящее знакомство завязывает только с Анри, доброжелательным и молчаливым пожилым мужчиной. А еще встречает Мишеля, в которого влюбляется без памяти.
В фильме Анны-Маргариты Альбело «Кто боится Вагины Вулф?» разворачивается персональная драма режиссера, которая пожертвовала личной жизнью ради кино, но в конце карьеры понимает, что не преуспела ни на одной ниве. Она решает все исправить, сняв женскую версию пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?»
«Ты будешь любить меня завтра?» — вторая полнометражная лента тайванца Арвин Чена. Случайная встреча привносит хаос в размеренную семейную жизнь Вейчуня, который теперь должен выбирать между любовью и безопасностью. Уже первые шаги Арвин Чена в кинематографе принесли ему успех: в 2007 году за свой дипломный короткометражный фильм он получил «Серебряного медведя» на Берлинском МКФ, а в 2010 его первая полнометражная работа взяла на Берлинале NETPAC Award как лучший азиатский фильм.