Сегодня, наверное, нет ни одного популярного джазового фестиваля, на который бы не были приглашены юные Кристина и Лаура Мартиросян – известные больше как сестры Марти. Джазовые исполнительницы вращаются в музыкальном мире с детства, но успех им принес именно армянский этно-джазовый проект «Крунк». Какой путь прошли сестры, кто оказывает им поддержку и что нужно для того, чтобы выпустить свой собственный диск, – в одноголосом интервью двух музыкантов.

Беседовала: Лилит Саркисян
Фото: Алена Котик
Визаж, прически: Оксана Гарнык
Локация: ресторан «Ани» (Киев)

l4

- Вы живете достаточно богатой музыкальной жизнью. Как вы сами себя позиционируете: Кристина и Лаура – кто они?

Лаура: Сестры, музыканты, певицы. Джазовые вокалистки. Мы чистокровные армянки, чем гордимся, и в тоже время – украинки, ведь всю жизнь прожили в Украине – стране, которая нас хорошо принимает, которая влияет на наше мировоззрение, восприятие, формирует нас.

- Зачастую у каждого артиста есть знаковая композиция/проект, с которой ведется отсчет его популярности. Можете ли Вы утверждать, что таким отправным пунктом был ваш совместный проект «Крунк»?

Лаура: Вероятнее всего. Мы эту песню знали с детства,  бабушка нам ее часто пела – это была любимая песня в нашей семье. Да, я правильно говорю, Кристина?

Кристина: Нет (дружный смех – ред.). Я помню, что мама пела эту песню. И нам советовала. Так мы с нее и начали. А далее последовал проект «Крунк», который с одноименной песни и начался.  Я писала слова, Лаура – музыку.

l3

- Давайте разберемся: где вы впервые выступили с песней «Крунк» и кто в дальнейшем занимался ее продвижением?

Лаура: Изначально мы презентовали песню в Киеве у Алексея Когана на джазовых вечерах «Песня с вариацией live».

- Как Вы познакомились с Алексеем?

Кристина: Мы с ним подружились «на почве джаза»: выступали у него с разными программами, а армянский проект родился гораздо позже.

- Что происходит с песней «Крунк» после презентации в Киеве: ее же нужно, говоря языком попсы «раскручивать»?

Лаура: Мы не эстрадные исполнители, которых просто раскрутить. Джазовую музыку невозможно навязать. В джазе самое главное – индивидуальность, и здесь срабатывает элементарный принцип: услышал композицию – влюбился – посоветовал кому-то – пригласили на фестиваль.

l5

- Кто первым прошел эти условные три шага «услышал-влюбился-пригласил»?

Лаура: Наверное, Вардкес Арзуманян – львовский ресторатор, который восхитился нашей музыкой, пригласил нас на фестиваль во Львов, куда мы позже достаточно часто стали ездить с программой «Крунк». Вардкес даже внес свою лепту в выпуск нашего альбома: и морально, и финансово. Когда людям нравится, они подхватывают – и проект сам развивается. После Львова нас пригласили на Jazz Bez, транскордонный фестиваль, который проходит одновременно в 14 городах Украины и Польши. А дальше нас ожидали различные фестивали — Альфа джаз (Львов), Джаз Коктебель (Киев), Джаз Фест (Киев) и другие.

- И пришел момент создания альбома. Как Вы характериузете проект «Крунк»?

Кристина: «Крунк» – это соединение этно-джазовой музыки. В проекте воспеваются старые армянские песни Комитаса, Саята Новы, а их музыка, как известно, переполнена любовью к Родине, армянскому народу, женщине.

l6

- Предположим, я — молодой исполнитель и хочу выпустить свой джазовый альбом: что мне для этого необходимо?

Кристина: Сложно так сразу ответить.

Лаура: На самом деле это можно сделать почти бесплатно: музыканты в одной студии записывают песни, создают простой, дорогой макет альбома. Чтобы записать альбом, много находчивости не нужно: позвонить в студию, записаться на определенное время, приехать с музыкантами и записать. Тарифы студий всюду приблизительно одинаковые (от 200 до 1000 грн- ред.). Сведение и мастеринг – дорогостоящее удовольствие, особенно в Украине – от 200 $ за песню. Честно говоря, наш альбом вышел совсем не дешевым, потому что музыка сложная, потому что писалось живьем, потому что дизайн разрабатывался авторский и так далее. Запись джазового альбома – это сложнейший процесс, в котором, конечно, ключевыми звеньями являются сами исполнители, но результат зависит от всех музыкантов. Все нужно делать самому – это в принципе не сложно. А вот раскрутка – это уже шоу-бизнес: здесь должны быть менеджеры, продюсеры, пиарщики. Это уже математика.

- Выходит, вы, молодые исполнительницы, сами вкладывали свои средства (насколько мы поняли, немалые) в создание своего альбома?

Лаура: Да, мы делали его исключительно сами, своими возможностями, зарабатывая на музыке. Но дальше, когда люди уже видели готовый продукт, появлялись желающие помочь развить проект. Так было с Союзом армян Украины, председатель которого — Вилен Шатворян – изъявил желание нам помочь уже после выхода альбома.

Например, организовать большой концерт – это не дешево. Зал, звук, гонорары музыкантам, проезд всей команды, питание, аренда инструментов,  бытовой райдер, технический райдер – на это все нужны деньги.

Кристина: Одним словом, проще и дешевле выпустить альбом (улыбается – ред.).

l8

- Выпустить альбом – мало, нужна пиар-поддержка. Как вы с этим справляетесь?

Лаура: Мы и не особо справляемся. Нет времени. Мы лишь успеваем разместить на странице в facebook информацию о предстоящем концерте. Этим нужно заниматься – мы  понимаем. Но мы не можем себе это позволить – пострадает музыка. А ведь мы каждый день распеваемся. Пишем музыку. Преподаем. Даем концерты.

- Вы стали инициаторами встречи с главой САУ – Виленом Шатворяном. Как прошла встреча?

Лаура: Встреча с далеко не простым человеком прошла очень по-простому и тепло: мы ни о чем не просили, дали послушать диск, который очень понравился г-ну Шатворяну, и он сам изъявил желание поддержать этот проект. Он помог не нам. Он помог музыке – это благотворительность  от души, с легкой руки и безвозмездно.

- Уверена, вопрос традиционный: как Вам, сестрам, работается?

Лаура: Хорошо. И с каждым годом – все лучше.

Кристина Мартиросян

Кристина Мартиросян

- В каких вопросах возникают разногласия?

Лаура: Мы можем долго спорить о чем-либо, а в итоге приходим к согласию: «Так я это и имела в виду!». Нам легко вместе, потому что мы друг друга дополняем: я пишу музыку, Кристина – стихи, и мы же не все время работаем вместе – у каждого из нас есть отдельные проекты, отличные друг от друга.

- Нас читает много молодых исполнителей и музыкантов. Какое, на ваш взгляд, главное правило они не должны нарушать?

Лаура: Не останавливаться. Работать и работать. Если ты с этим живешь, с этим ложишься и встаешь – продолжай делать свое дело. Всегда найдутся люди, готовые помочь. Ты должен пробовать, ошибаться, искать, и снова пробовать. Но только не останавливаться.

Лаура Мартиросян

Лаура Мартиросян