Пока здоровый образ жизни снится нам вместе с утренними зимними пробежками, мы рассуждаем о привлекательном оксюмороне: что такое “здоровый образ смерти”. Каждый художник, музыкант или пейзажист, перформанист или писатель метафорически выражал свое ощущение времени. Тот самый итог, к которому ведет нас бесконечный поток информации. В этом материале мы решили перейти на личности и представить понимание жизни во времени глазами самой известной перформанистки мира – Марины Абрамович.

Текст: Марина Весна

Жизнь

Жизнь

В разговоре со смертью нами манипулирует жизнь

Жизнь – это взаимодействие. А в контексте общества – это соперничество и сравнение себя с окружающими. Именно через сравнение с другими мы видим себя куда реалистичней, чем если бы наблюдали только за собой. Абрамович в начале своей карьеры прошла этот этап понимания и спроецировала полученный опыт в своем известном перформансе “Ритм 0”, который в 1974 году вызвал большой общественный резонанс.
Сюжет перформанса: на стол были выложены 72 различных предмета, в разной степей доставляющие человеческому телу боль или удовольствие. Художница отдала себя на волю приглашенным зрителям, которым было разрешено использовать любые предметы на столе и применять их к телу Абрамович. Среди них были нож, заряженный пистолет и плети. Сначала участники перформанса вели себя спокойно, но немного времени спустя начали проявлять агрессию, которая становилась все более неконтролируемой. Художницу резали ножом, отрезали куски одежды, один мужчина прицелился ей заряженным пистолетом в висок, но кто-то из зрителей его остановил.

“Люди склонны к хаосу и агрессии”, – подвела итог произошедшего Марина Абрамович. Толпа неконтролируема, и деструктивных побуждений в нас больше, чем ясности разума.

kinopoisk.ru

Энергия

Мы рождаемся одни, одни умираем, но всю жизнь компенсируем ощущения одиночества

1976 год, начало взаимоотношений Марины Абрамович и Улая. Перформанс получил название “Отношения в пространстве”. Обнаженные перформанисты, набирая скорость, бежали навстречу друг другу и фронтально сталкивались, нанося друг другу травмы. Так Абрамович экспериментировала с телом, пытаясь преодолеть границы материального и временного и соединить две энергии – мужскую и женскую.

прошлое 1

Прошлое

В каждую секунду случается два глобальных изменения: настоящее становиться прошлым, будущее – настоящим

В 1994 году художница осознала столкновение времени, которое всегда протекает на плоскостях настоящего и прошлого. Марина записывала звук втыкаемого в стол между своими пальцами ножа, пока не промахнулась и не поранилась. После она воспроизвела эту запись, при этом продолжала целиться ножом между пальцами. Каждый раз, когда пленка воспроизводила момент ранения, девушка ранилась вновь. Таким образом, при помощи ран на пальце в одном и том же месте, перфоманист выявила точку, где встречаются прошлое и настоящее. Причем последнее полностью зависит от опыта уже пережитого нами времени.

смерть

Смерть

Логическое завершение устаревшей формы

Новый перформанс Марины Абрамович подводит итог нашему рассуждению. Впервые он был показан в 2013 году и получил название “Жизнь и смерть”. В нем перформанистка показывает течение жизни в абстрактной форме: постановка в виде спектакля, где нет декораций, персонажи обезличены, лица закрашены белой краской. В конце спектакля девушка умирает. Комментируя перформанс, Абрамович подчеркивает : “Это не настоящая смерть, а лишь итог происходящей на сцене жизни”.

Подвергая интерпретации эти перформансы, художница ломает привычные понимания формы и времени. Последний перфоманс Амбрамович “Жизнь и смерть” не несет собой нового смысла. Умирая в одном из пространств (в данном случае, на сцене), девушка продолжает жить за ее пределами, или же на следующий день в том же спектакле, на той же сцене. Это значит, что жизнь не может восприниматься, как отрезок времени, это процесс трансформаций, обладающий свойством постоянного возрождения в более прогрессивной и адаптированной к реальности форме. Здоровый образ смерти – это повторяющееся событие, которое каждый раз приобретает новый опыт, но не может преодолеть ошибки прошлого времени (на примере перфоманса с ножом).
Именно потому, несмотря на исторический опыт, человечество продолжает активно вовлекаться в войны и революции.