На Одесском Международном Кинофестивале мы встретились со знаменитостями-киноманами и узнали, что им понравилось и не понравилось на кинофестивале, какие фильмы они посмотрели и на каких мастер-классах с известными филммейкерами побывали. Анна Завальская, Ольга Шурова, Эйдан Тернер, Савелий Либкин и Ольга Дыховичная для TheNorDar.

Беседовала: Анастасия Василишина
Фото: Карине Полянская

shurova

Ольга Шурова, пиар-менеджер группы «Pianoбой»: «Я не кинокритик и не большой знаток кино. Но фильмы очень люблю, и чувствую их по-своему, так что мое мнение не претендует на объективизм. Посмотрела многое, смотрю по 3 фильма в день. Больше всего с художественной точки зрения обаял шведский фильм «Столетний старик, который вылез в окно и исчез». К сожалению, я пропустила «Юность» Линклейтера (все девочки любят его «Перед рассветом» и «Перед закатом», подозреваю, что и эта картина также потрясает). В этом году много прекрасного фестивального кино из разных уголков мира. Очень радует, что украинские режиссеры тоже активно развиваются. Не могу сказать, что какое-то отечественное кино меня прямо проняло. Но чувствуется, что идет процесс, работа, рефлексия, осознание себя в мировом кино-контексте. Много социального украинского кино, а иначе в этом году и быть не могло. Радует, что на украинских фильмах – аншлаги. В отличие от прошлых ОМКФ, в этом году сюда приехали только самые отчаянные звезды. Вроде замечательнейшего британца Стивена Фрирза (многие знают его, в первую очередь, по «Опасным связям» с Джоном Малковичем, Гленн Клоуз, Киану Ривзом и Мишель Пфайфер), да ирландца Эйдана Тернера, известного по роли гнома Кили в «Хоббите». Ирландцы и сами помнят ИРА и войну, так что их этим не испугаешь. Сергей Лозница провел содержательный мастер-класс, пожалуй, он пока что для меня оказался самым интересным рассказчиком».

annaz

Анна Завальская, певица, героиня проекта «Помешанные» TheNorDar: В этом году юбилейный ОМКФ снова собрал самых преданных поклонников киноискусства – в числе которых, разумеется, и я! Организаторы пригласили меня в этот раз в качестве гостя фестиваля, ведь именно в это сложное и трагичное для Украины время особенно важно формировать общие культурные ценности и продолжать жить ради будущего нашей страны. Учитывая все обстоятельства, сам фестиваль по сравнению с прошлым годом проходит более сдержано, а в подборе конкурсной программы акцент стоит именно на фильмах с социальной тематикой, также намного больше украинского кино! В этом году ОМКФ собрал большую зрительскую аудиторию, но увы, меньше известных людей.

Впрочем, причиной лично моего визита на фестиваль в этот раз было не только кино. В Одессе я презентовала свою новую концертную программу и выступила на одной из вечеринок в рамках ОМКФ.  Увы, в этот раз мне удалось посмотреть всего несколько фильмов и одним из самых интересных мне показался фильм из серии Гала-премьер «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» шведского режиссера Феликса Гернгрена.

Но зато я посетила два фантастических мастер-класса, что является эксклюзивом фестиваля! Мне удалось послушать часовую беседу  режиссера Cтивена Фрирза. Он известен своими провокационными стильными малобюджетными работами о людях, которые живут на грани социальных и сексуальных норм. Отвечая на один из вопросов, он сказал: «Я не снимаю фильмы в атмосфере борьбы! Только уважение к актерам, ведь они на площадке ценнее меня». Бесконечно интеллигентный, обаятельный, интеллектуальный ,остроумный и одновременно простой мистер Фрирз! На вдохновляющей творческой встрече ОМКФ он отвечал публике с безупречным чувством юмора, очень искренне и открыто… Я бы весь день слушала его хриплый голос и восхитительный британский акцент! О зеркалах, о логике сцен, об успехе фильма «Филомена», о съемочном и творческом процессах, о своем отношении к критике и старым фильмам… И еще множество важных тем, создающих мир этого режиссера! Я жалею, что не задала ему вопрос: «Как ему так тонко удается сочетать изящное декаденство и абсолютно жизнеутверждающий вектор в своем кино?!».

Я также посетила встречу с актером Эйданом Тернером, сыгравшим роль гнома Кили в фильме Питера Джексона «Хоббит».  В Киев я увезу его автограф на программке ОМКФ и воспоминания о неожиданном спонтанном разговоре в толпе гостей после творческой встречи с этим прекрасным и общительным ирландцем.

terner

Эйдан Тернер, актер: «Одесский кинофестиваль открыл для меня прекрасный город Одессу. Фильмы, в принципе, стоит использовать как возможность привлечь внимание к географическим точкам. До этого события я не знал этот город, а после приезда обязательно расскажу своим коллегам о нем. Многие мои друзья уже посещали кинофестиваль в Одессе, и я был безумно рад приглашению от организаторов. Мне посчастливилось дать мастер-класс участникам летней киношколы, и ответить на вопросы моего международного фан-клуба. Больше всего меня поразил показ немой версии фильма «Шантаж» Альфреда Хичкока на Потемкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра. К сожалению, времени на просмотр фильмов оказалось не так много из-за большого объема интервью и автограф-сессий в городе».

duh

Ольга Дыховичная, актриса, режиссер, продюсер, директор фестиваля «2morrow festival»: «Я вхожу в состав жюри, и мне необходимо просмотреть всю конкурсную программу. Больше всего впечатлили зрители, каждый сеанс при полном аншлаге в зале, и понравилось наблюдать за их реакцией, как относятся к фильмам, порой не самым простым, со сложными поворотами, иногда даже приходилось внутри себя фиксировать какие-то сценарные решения. Публика действительно удивительная, принимает с восторгом каждую картину, будь то зарубежные режиссеры или отечественные. Аплодисменты в конце каждого кино, сопереживания историям главных героев заставляет полностью погрузиться в картину. Из фильмов же больше всего понравился «Свидание вслепую» грузинского режиссера Левана Когуашвили, который получил награду «Лучший фильм фестиваля» от главы жюри международной конкурсной программы британского режиссера Питера Веббера; также запомнился фильм «Звезда» режиссера Анны Меликян, и «Гуэрос» мексиканского режиссера Алонсо Руиспсласиоса (получил специальную награду за «новаторскую форму выражения уважения классическому французскому кинематографу»– ред.). Несмотря на загруженность на кинофестивале, удалось выделить время на прогулки по городу и ознакомление с одесской кухней. Любимым блюдом стал форшмак, который отменно готовят в разных заведениях, в особенности в кафе «Гоголь-Моголь». Это мой первый визит в Одессу, и, надеюсь, не последний. Отличный кинофестиваль с хорошо сформированной программой и организаторской подготовкой».

libkin

Савелий Либкин, ресторатор: «Открытие фестиваля не блеснуло оригинальностью и масштабом. Внешние факторы учитываю, но режиссура должна быть. Красная драпировка здания также не сблизила советскую Музкомедию с Оперным театром.

Пытался посмотреть несколько зарубежных фильмов: ленту, которая открывала фестиваль – итало-французский «Человеческий капитал» режиссера Паоло Вирзи; игриво-женственную французскую картину «Под юбками у барышень»; фильм из программы гала-премьер – «Отрочество» мэтра американского кино Ричарда Линклейтера, который в течение 12-ти лет снимал историю взросления мальчика и получил за эту работу «Серебряного Медведя» в Берлине за лучшую режиссуру.

К сожалению, сам формат просмотра зарубежных лент  в оригинале с субтитрами ниже экрана не позволяет в большинстве случаев отследить ход режиссерской мысли, так как чтение серьезно отвлекает от картинки и наоборот. В любом варианте 25% информации теряется.

Русский фильм «Кино про Алексеева» режиссера Михаила Сегала с его депрессивной картинкой и подобным содержанием заставил меня покинуть зал ровно через 30 минут после начала просмотра.

Что понравилось: атмосфера на Потемкинской лестнице при демонстрации фильма Хичкока «Шантаж» под игру оркестра. Фонтанчик перед театром музыкальной комедии, так как он работает исключительно в дни фестиваля. В этом году расширена секция украинского кино, как ретроспективного, так и современного. В том числе  представлена документалистика Сергея Лозницы «Майдан» – и это ответ тем, кто обвиняет фестиваль в отсутствии патриотизма».