Основатель Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская рассказала нам о взаимоотношениях между дизайнерами, о конкурентах, первых ошибках, сотрудничестве с прессой и конечно же, об итогах 34-ой Украинской недели моды. Все тонкости Украинской недели моды в PUBLIC TALK TheNorDar.

Беседовала: Lilit Sarkisian
Записывал: Денис Иванов
Видео: Алена Котик
Фото: A. TIMOSHINA
Локация: Freud House cafe art club

IMG_4774

Ирина Данилевская

- Ирина, для тех, кто почти ничего про Вас не знает или знает поверхностно, давайте попробуем вспомнить: какими были ваши первые шаги для того, чтобы первая неделя моды в Украине состоялась?
Ирина: Для начала, здравствуйте. Я благодарю Лилит за то, что пригласила. У нас очень хорошие личные взаимоотношения, но помимо этого нас еще связывает история сотрудничества. Мне приятно, что я Лилит знала и как человека, который помогал нам в качестве волонтера, потом как человека, который сделал первую красивую выставку иллюстраций в рамках UFW (она является прекрасным иллюстратором). А затем уже как основателя такого интересного формата, как Public Talk.

Я, как известно, издавала журнал «ЄВА», в котором мы много писали в то время про успешных женщин: модельеров, собственниц модельных агентств или фитнес-центров. Тогда женщин еще не впускали в бизнес сферу, они не становились главами правления банка и не руководили инвестиционными фондами. Журнал «ЄВА» стал первым модным глянцевым журналом в Украине. Раньше нас был основан только журнал «Международный туризм», а в 91 году уже выходила «ЄВА». Со временем я стала серьезно задумываться о том, как в Украине организовать неделю прет-а-порте́: формат был мне знаком, так как в качестве главного редактора я посещала недели моды в Европе, но было страшно реализовать его в Украине. Вся мода в то время презентовалась вперемешку с фокусниками и акробатами, песнями и плясками. До Украинской недели моды зрители смотрели на моду сверху (потому что обычно модные показы проходили на сцене театров), а во время UFW мы впервые сели параллельно подиуму. Я со страху сделала подиум очень высоким (смеется – ред.).

rergg

- Почему было страшно реализовывать этот формат в Украине?
Ирина: Представьте себе двадцатиминутный просмотр показа без каких-то особенных спецэффектов, когда никто не поет и не разносит шампанское. Но все получилось. На первую неделю моды я пригласила 13 дизайнеров. Важно вырабатывать правильную концепцию изначально: мы фактически повторили проекцию европейских недель моды.

- На каких условиях дизайнеры впервые участвовали в Неделе моды?
Ирина: Главное условие состояло в том, что дизайнеры показывают коллекцию прет-а-порте. За 17 лет существования Ukrainian Fashion Week никто из дизайнеров не показывал на белье, свадебные платья или шубы, надетые на купальники. Дизайнеры пошли на это, потому что тоже устали ощущать себя актерами, развлекающими аудиторию. Им хотелось работать. Были Я благодарна дизайнерам, которые мне поверили – ведь UFW проходил впервые – никто не знал, чем все закончится. От уже известные на то время Лилии Пустовит, Михаила Воронина, дуэта Земскова-Ворожбит я получила своеобразный карт бланш —  и смогла пригласить прессу, для которой мероприятие казалось диким: «Как это – не будет танцев?». Я до сих пор храню первый пресс-релиз, в котором мы гордо писали, что 15 средств массовой информации освещают наше событие. Даже телевидение приехало.

- А молодые дизайнеры презентовали коллекции на первой неделе моды?
Ирина: Да, они объединились в группу из 5-6 дизайнеров, которые показывали по 3-4 единицы.

IMG_4826

- Насколько я понимаю, весь путь с Вами прошел супруг Владимир Нечипорук?
Ирина: С супругом сложная история (смеется – ред.). Володя успешно руководил рекламным агентством и ему было не интересно и финансово не выгодно заниматься UFW, но в какой-то момент я поняла, что моего энтузиазма и знаний не хватает. Мне нужен был партнер, который взял бы на себя все финансово-организационные вопросы. Тогда я обратилась к нему с просьбой помочь. Он втянулся.

- Как Вы определяете успех недели моды?
Ирина: Это определяется количеством публикаций в СМИ и качеством упоминаний. Мы всегда ждем и радуемся, когда в новостных программах выходит сюжет о UFW. Общество воспринимает UFW как событие национального масштаба, а дизайнеров — как национальных героев.

- Ukrainian Fashion Week — это грамотно организованная бизнес-концепция, однако идет время, развиваются новые технологии, а UFW их игнорирует. К примеру, вы не сразу отреагировали на волну фешн-блоггерства, только спустя 2-3 сезона блоггеров стали приглашать на показы. У вас до сих пор нет аккаунта в instagram. Как Вы строите механизмы работы?
Ирина: UFW без дизаинеров – не UFW. Поэтому некоторые наши инициативы у дизайнеров встречают пассивный отпор. С блоггерами ситуация очень актуальна. Когда в Европе нахлынула волна блоггеров, мы пригласили европейского блоггера Ivan Rodik и радовались тому, что это хорошее начало. Но когда речь зашла об этом с дизайнерами, то большинство отреагировали негативно: мол, еще рано для аккредитации блоггеров, и лучше эти места на показе в 3 ряду займет клиент, нежели какие-то девочка с мальчиком мальчик, которые вряд ли дадут объективную оценку коллекции.

IMG_4832

- График показов всегда составляется задолго до очередного сезона, и дизайнеры точно знают, в какой день и в какое время будут презентовать свою коллекцию. Но есть позиции в этом графике, которые востребованы больше или меньше, например, показы с обеда и до 17:00 посещает не очень большое количество людей. Вопрос вот о чем: если, допустим, 5 дизайнеров одновременно заявляют желание закрывать UFW (а я уверена, что это случается часто), как вы решаете этот вопрос?
Ирина: Ну это прям такие секреты, Лилит! Поймите, показ дизайнера для нас – это проект финансово-инвестиционный, потому что UFW стоит очень дорого. Вклад дизайнера большой, но он все равно не может покрыть всех затрат на проведение UFW. Чем я могу вернуть эту инвестицию? Только хорошей прессой. Я могу прийти к BMW и показать папку, в которой пресса нас упоминает, и сказать: «Да вы просто не можете не дать нам денег!». Поэтому я всегда звоню Лиле Пустовит, спрашиваю на всякий случай, будет ли она в этом сезоне открывать UFW, как обычно, или нет.

Следующие люди, которым я позвоню, будут Бевза, Каменская, Литковская, Подолян, Климчук, Анисимов – то есть людям, у которых есть даже бумажка о том, что они самые лучшие. Честное и справедливое доказательство тому – BEST FASHION AWARDS. Именно этим дизайнерам в первую очередь я предложу выбрать день и время показа.

Следующий мой звонок будет тем, кто принимает участие в UFW очень давно – это Земскова-Ворожбит, которые 17 лет принимают участие в неделе моды, Залевский, который из 34 недель принимал участие в 33. Конечно, если есть желающие презентовать коллекции в одно и то же время, буду искать аргументы для того, чтобы распределить время грамотно. Последними пунктами программы будет определение времени для проектов «Новые имена» и «Fresh fashion», потому что они очень сложные организационно, это одно шоу, которое состоит из показов 5 дизайнеров.

- Не могу не спросить о Ваших взаимоотношениях с Kiev Fashion Days? Считаете ли Вы их своими конкурентами?
Ирина: Мне всегда жалко времени, потраченное на комментирование этого, но я не могу вам отказать в ответе. Если откинуть некорректное поведение организаторов KFD, то я могу сказать, что мы делаем одно и то же дело: мы помогаем Украине и миру больше узнать об украинских дизайнерах, мы поставить работу дизайнеров на бизнес-рейки.

- Но ведь каким бы ни был уровень организации UFW или KFD, вы так или иначе являетесь конкурентами хотя бы потому, что дизайнеры, которые принимали участие в одном мероприятии, перешли позже в другое!
Ирина: Принципиально не могу назвать это неделей моды из-за отсутствия каких-то формальных норм. Однако это fashion-проект – и дай Бог, чтобы он развивался.

- Как Вы лично относитесь к дизайнерам, принимающим участие в KFD?
Ирина: Не мое дело – контролировать, где принимают участие дизайнеры. Я же не контролирую дизайнеров, которые принимают участие в Казахстане, Риге, или Париже. Я никогда на этом не концентрируюсь. Со многими дизайнерами, которые принимают участие в KFD, у нас прекрасные отношения: с Сашей Каневским, Ксюшей Марченко, Ясей Хоменко. Хочу сказать что-то очень важное. Это не про профессию, не про fashion. Это про жизнь. Очень важно быть честным с самим собой. «Других обманывать можно, себя нельзя». Если вы не будете подменять одни понятия другими и спекулировать какими-то модными фишками – Вы будете успешными. Возможно, если бы с самого начала KFD правильно позиционировал себя как молодежный проект, как проект, который ориентирован не столько на Украину, сколько на какие-то европейские международные программы, например как на прекрасную программу Fashion Scout, то было бы проще всем сориентироваться, что же все-таки происходит.

IMG_4814

Хочу закончить маленькой репликой, которая бы помогла понять, что в условиях нынешней ситуации в стране формат UFW в виде показа мод — это чистый героизм дизайнеров. Можно было найти другие форматы: и дешевле, и проще. Но нет более эмоционального формата, чем показ. Я преклоняю голову перед дизайнерами за то, что они это сделали. Я хочу, чтобы вы понимали, что для многих дизайнеров показ на UFW — это финальный этап сезона. То есть судьба этой коллекции была решена еще несколько месяцев назад. Дизайнеру важно быть в первую очередь нужным в своей стране. Их часто спрашивают: «А как ты представлен в своей стране? Лондон — это хорошо, но знают ли тебя в твоей стране?». Ukrainian Fashion Week — это концентрация наибольшего контакта дизайнера с прессой, и мы стараемся сделать так, чтобы этот контакт был максимально широким. Объединение на одной площадке Ukrainian Fashion Week дает возможность совместного месседжа миру, потому что одному дизайнеру очень сложно пробиться через этот плотный гребень сотен и тысяч дизайнеров, которые работают в мире.

IMG_4906

Владимир Подолян

- Какова конкретная цель Вашего участия на Ukrainian Fashion Week?
Владимир: Для меня и моей команды показ на UFW – это финальный этап работы, которая длится на протяжении полугода. В первую очередь, показ – это тренинг для меня и проверка на прочность: сможем ли мы сделать все, что задумали как результат. Мы живем и работаем в Украине, я украинский дизайнер – а потому участие в UFW – это очень важный месседж, который мы хотим донести именно здесь и сейчас. Мы имеем возможность представить коллекцию на любой другой Неделе моды, но мы этого не делаем принципиально. Благодаря UFW мы можем получить технически все, что задумываем, без каких-то сложностей, потому что мои показы иногда бывают сложными с технической точки зрения. Выполнить это не просто, но у нас получается, потому что у UFW очень правильная организация: все слаженно и хорошо.

- Вы же чего-то от показа ожидаете? Какого-то фидбека?
Владимир: Буду откровенен – я не отношусь к показу, как к событию, от которого я хочу что-то получить. Это просто этап работы, который мы должны сделать.

- Просто имиджевый шаг?
Владимир: Именно. Если мы получаем прессу — это хорошо, если показ привлек внимание к бренду и к UFW — здорово! Мы сделали свою работу.

- Вы сами приглашаете байеров на свои показы или Вам достаточно и тех, кто приглашен оргкомитетом UFW?
Владимир: Из моего опыта посещения других Недель мод скажу, что никакие организаторы никогда не привозят и не приглашают байеров или журналистов на показы. Это задача дизайнеров. PR-служба дизайнера должна задумываться о том, кто из селебрити должен прийти на показ для того, чтобы получить больше прессы. Мы, дизайнеры, очень благодарны команде UFW за то, что они приглашают байеров и журналистов, но это не обязанность организаторов. Они предоставляют возможность и площадку для показа, все условия, любую помощь. Мы когда-то считали, сможем ли организовать самостоятельно показ на другой локации в рамках UFW – и я Вам скажу: это очень и очень дорого.

IMG_4799

- Накануне Вашего показа на UFW Владимир Нечипорук (генеральный продюсер UFW – ред.) написал в своем facebook: »Маю величезне прохання, навіть заклик до Володимира Подоляна щодо сценографії. Пам’ятаєте, рік тому в нього йшов штучний сніг на показі — за пару тижнів отримали неймовірний снігопад, восени в нього був попіл на подіумі — вже взимку горіли шини. Володя, використай, будь ласка, гроші і голубів! Так хочеться миру і добробуту!». Ваши показы – это всегда арт-постановки. Получается, что это действительно только имиджевый ход.
Владимир:
Да, мы никогда не презентуем сухую коллекцию. У меня только состоялся показ, но еще месяц назад мы выбрали ткани для следующей коллекции – я уже точно знаю, какой она будет. Так получается, что я параллельно работаю над двумя коллекциями. Я готовлюсь к UFW и думаю о следующей коллекции, может, поэтому одна коллекция тематически переходит в другую. Я придумываю, что будет на подиуме, озвучиваю свои мысли режиссеру Евгению Симохину, который говорит, возможно это реализовать или не очень. Затем мы связываемся с организаторами UFW и уже с ними выясняем, насколько реально реализовать ту или иную идею. В любой работе важно, чтобы все было согласованно и правильно. Тогда все получится!

Видеоинтервью с Ириной Данилевской и Владимиром Подоляном смотрите в нашем галерее. А за всеми PUBLIC TALK следите здесь  :)

IMG_4810 IMG_4807 IMG_4803 IMG_4784 IMG_4821 IMG_4893 IMG_4910 vkhkl IMG_4886

Напоследок выбор редакции: очень смешное, искреннее и настоящее фото:)

1