Несмотря на то, что Лена Кравец постоянно, п о с т о я н н о опаздывает на репетиции, к нам на PUBLIC TALK актриса студии «Квартал 95″ приехала вовремя. Она очаровала всю аудиторию с первого слова. Мы откровенно говорили о счастье, страхах, заложнице образа, ответственности перед зрителем, политических шутках, уходе Дениса Манжосова из команды 95 квартала и стрессе длиною в год, который Лена пережила после розыгрыша.
Автор проекта, журналист: Лилит Саркисян
Записала: Снежана Шабанова
Фото: Марина Головнева
Видео: Мария и Евгений Баратовы
Макияж: KOKO nail room
Платье на ведущей: Rent a Brand
Букет для Елены Кравец: Bouquet
Локация: aroma espresso bar на Мечникова, 3
- Лена, у вас были съемки всю ночь и до 8 утра. Вы выглядите свежо, красиво и бодро. Что вас держит в тонусе?
Лена: Я очень часто себе задаю этот вопрос. Держит в тонусе ощущение здесь и сейчас, что какая-то часть меня реализуется в этих проектах, в этом деле, с этим коллективом. Я не батрачу и не работаю, я получаю удовольствие.
- Вы счастливый человек?
Лена: Ой, Лилит, об этом можно книги писать. У меня очень часто бывает это ощущение, мимолетное: когда все пространство вокруг, все люди, весь внешний мир находятся в неком согласии, в абсолютном созвучии с моим внутренним миром. Это может произойти за рулем автомобиля, в поездке, рядом с дочкой, дома во время просмотра кино – где угодно. Я точно не жалуюсь на судьбу, но, конечно, мне всегда всего мало.
- Чего не хватает?
Лена: Мне хочется иногда смены жанра. И речь не о каком-то большом кино или спектаклях, мне правда хочется попробовать что-то иное. Я сейчас делаю к этому небольшие шаги. Это может показаться банальной историей, но я так хочу дублировать фильмы и мультфильмы. Я пробовалась на роль страшной злодейки: 2 часа длились пробы, мне приходилось работать с голосом, а у меня нет в этом опыта. У меня есть мечта записать или создать в нашей стране такой формат как радио-пьеса, радио-сериалы, радио-кино. Это не то, чего мне не хватает, это то, на что я не успеваю тратить время.
У меня проблемы с time-менеджментом. Я постоянно опаздываю на репетиции. Не иногда, а постоянно. Постоянно! На 15 минут. Последний раз я опоздала на 20 мин, зашла, а Вова Зеленский так смотрит на меня пронзительно, а я говорю: «Вова, вот знаешь, почему у нас до сих пор все хорошо и стабильно? Потому что я стержень, я это держу, когда я перестану опаздывать, все рухнет».
- Из всей команды студии «Квартал 95» вы, как мне кажется, легче всех идете на контакт и активно принимаете участие в различных нишевых ивентах. И несмотря на это и на то, что у вас активна страница в фейсбук, вы ничего не рассказываете о своей личной жизни, как это сегодня принято. У вас не хватает времени вести блог или вам это не интересно?
Лена: Вы знаете, я специально не закрываюсь, но транслировать себя не могу. Это мне не свойственно. Я с удовольствием читаю блоги многих пользователей, в фейсбук в том числе. Я не очень активный пользователь. Более того, мне нужно сократить время, которое тратится на соцсети, потому что я стчала замечать, что мышление становится клиповым, фрагментарным. Информация в ленте как фастфуд, который вошел и вышел.
Я не могу выставлять свои фотографии, делать селфи, я думаю это немного ярмарка тщеславия, которая свойственна всем нам и я никого не осуждаю. Ну как-то воно мені не йде.
- Зато у вас в интернете есть своя фан-страничка, там это делают за вас. Вы знаете, кто ее ведет?
Лена: Лилит, знаю ли я? Я не просто знаю, я очень знаю! Эта девушка Александра Гуменчук — она модерирует страницу, приходит на концерты, мы иногда записываем видео-обращение. Они столько обо мне знают, сколько я не знаю. Это здоровая одержимость, я надеюсь, которая пока еще не разрушает меня и мой мир.
- Вы активно следите за деятельностью талантливых, молодых ребят. Организовываете фестивали, поддерживая их стартапы и деятельность. Почему для вас это так важно?
Лена: Потому что в этом есть творчество в чистом виде, сотворение чего-то, чего не было. Я очень хочу, чтобы люди, у которых нет возможности открыть шоу-рум, заявить о себе в большой рекламе, сделать себе промо-компанию, могли это сделать на наших фестивалях. Да, на наш фестиваль попасть сложно: мы очень избирательны. У нас нет примитивных форматов. Любой продукт, представленный на фестивале, создается на какой-то сердечной чакре. Сначала душа, а потом деньги. Возможно, это противоречит всем законам построения бизнес-модели, но мне это близко.
- Мне кажется, 95 квартал всегда придерживался этого закона.
Лена: Абсолютно так. Вот умеренный пофигизм ко всем серьезностям жизни у нас был всегда. Я была на 3 курсе, и мама говорила: «Лена, КВН когда-нибудь закончится, сначала профессию нужно получить». А мы этим дышали, горели.
Нужно отдать должное нашему фронтмену Вовке Зеленскому, потому что я не знаю, когда он вообще спит. Его график трудно выдержать. Он мотор в этой огромной машине. Золотое дно «Квартала» — это Вова и наши авторы.
- Про команду студии «Квартал 95» снят многосерийный фильм. Это была ваша инициатива? Мне кажется, такие фильмы снимают в конце карьеры.
Лена: У нас все так смешно. Мы переехали в Киев в 2004 году, но в 2005 году дали концерт «Команде КВН «Квартал 95» 5 лет!», потом мы снимали «5 лет Вечернему кварталу», потом было «Команде 10 лет», потом «Студии «Квартал-95» 5 лет!», потом 10 (смеется — ред.). И вот, в очередной юбилей к нам поступило «пожелание» от вышестоящего руководства: снять кино про нас. Я посмотрела этот фильм и поняла, что он нам всем был очень нужен.
- В фильме сказано много обо всех членах команды, но нет даже упоминания о чуть ли не главном актере 95 квартала Денисе Манжосове. В интернете о его уходе из Квартала информации нет, Вова Зеленский никак не комментирует. Почему?
Лена: Сложная история, больная, незажившая. Не буду лукавить, Денис принял решение оставить коллектив в следствии неразрешимых разногласий с коллективом. Они с Вовой, как в известной всем Бригаде, с первого класса вместе шли по жизни, оба очень амбициозны, талантливы в своем сегменте, энергичны. Не знаю, звезды так стали, был очень непростой день. Я не буду судить кто прав, кто виноват, мне жаль, что такие вещи происходят. Денис сейчас уехал в Америку, работает на радиостанции. У него появился шанс реализовать мечту. Ему трудно, нужно очень много работать – он начал все с нуля. Но мне кажется, что он выгребет, он себя еще покажет. Я искренне хочу, чтобы у него все сложилось.
- Я так понимаю, что ребята продолжают общаться с Денисом?
Лена: Некоторые да, но меньше, чем раньше.
- Большую часть своих выступлений студия «Квартал 95» посвящает политическим шуткам. При этом вы в частной беседе и во многих интервью говорите, что не интересуетесь политикой и не любите ее. Вам не кажется, что вы берете на себя большую ответственность, озвучивая на всю страну шутки, которые пишут вам авторы?
Лена: Политика точно не в числе топ-тем, интересных мне. Я не компетентна в этом вопросе, я никогда не буду спорить и доказывать кому-то, как нужно себя вести. И когда я прихожу на читки сценария (все заходят в кабинет к Вове, и он три часа читает сценарий), порой чувствую себя полной идиоткой, потому как не врубаюсь, о чем и о ком вообще речь. Я иногда вообще не в материале. Гарантией качества для меня является опыт коллектива. Просто мы поняли, что это волна, мы ее словили. Кто-то помнит времена, когда Юлию Владимировну изображал Степан, мне эту роль не давали. Иногда бывают переборы, я согласна – и это, наверное, самый частый повод для наших споров на репетициях.
- Вам не кажется, что вы осознано или неосознанно формируете политическое мнение?
Лена: Незаангажированность – это основное условие. Я не буду лукавить, всякое бывало за эти годы. Да, люди которым интересна политическая карьера и которые собирались в большой путь политики в нашей стране, приходили и просили помочь, но наш внутренний цензор, редактор и данное себе слово нам не дают «лечь под кого-то».
Мы отражаем мнение. Вот представь, мы превращаем всю нашу жизнь в мультик. Да, мы наделяем персонажей несвойственными им образами, либо возводим ситуации в состояние гиперболы, гротеска. Но с другой стороны, в этом очень много правды. Мы не стараемся лицемерить, кого-то поднять, кого-то унизить.
- Готовясь к нашему Public Talk, я впервые стокнулась с тем, что многим приходится расшифровывать, кто такая Лена Кравец: «Ну эта, Тимошенко из 95 квартала!». Вам не хочется уйти от этого образа?
Лена: Хочется, но не могу. К тому же, на небосклоне появилось столько политиков, всех надо играть. Видимо, какая-то часть меня должна эту игру пройти. Я надеюсь, что я уже скоро все уровни пройду – и закончу. Когда я начинаю говорить или декламировать что-то на украинском языке, Юлия Владимировна сама “вылезает” из меня.
- В компании «Квартала» много различных подразделений. Вы снимаете кино, передачи на тв, мультфильмы. Почему во всех проектах принимают участие только Вова Зеленский и Женя Кошевой? Это часть маркетинга команды?
Лена: Вы знаете, я даже никогда не задавалась этим вопросом – надо же! Они талантливые. Я не лысая, не смешная (смеется – ред.), как Женя. Ребята сейчас на гребне волны. Я точно не буду ждать и говорить Вове: «А когда ты меня возьмешь в кино? А почему ты Брежневу берешь, а меня нет?». Да и вы правы, конечно, это маркетинг. Но я не сижу сложа ручки, ожидая, когда позвонит Спилберг и скажет: «Я жду тебя!». Мне достаточно для счастья проектов.
- Какие ваши основные жизненные правила? И какое правило вы позволяете себе нарушить?
Лена: На разных отрезках жизни, в разном возрасте правила разные. Когда-то прочитала фразу, могу подписаться под ней: «Позволь себе быть собой, а другим быть другими». Это состояние приходит не сразу, позволить себе быть собой – сложно. Так или иначе мы играем роли: жены, матери, коллеги, подруги. Я сразу же распознаю фальшь. И поэтому понимаю, что мне фальшивой быть нельзя. Я учу свою дочь держать слово. Если ты произнесла слово «обещаю», то разбейся, из кожи вылези вон, но сделай. Сейчас произошла метаморфоза с нами со всеми, мы попали на исторический рубеж времен. Мы счастливые люди, мы вдруг обратили внимание на себя, мы перестали смотреть наружу и обратили взор вовнутрь. Нам всем должно быть не все равно. НЕ ВСЕ РАВНО. Самое страшное – это равнодушие.
В конце каждого Public Talk я предлагаю герою прочитать стихотворение на выбор. Елена Кравец читала стихотворение любимой современной поэтессы Веры Полозковой.
Бернард пишет Эстер: «У меня есть семья и дом.
Я веду, и я сроду не был никем ведом.
По утрам я гуляю с Джесс, по ночам я пью ром со льдом.
Но когда я вижу тебя – я даже дышу с трудом».
Бернард пишет Эстер: «У меня возле дома пруд,
Дети ходят туда купаться, но чаще врут,
Что купаться; я видел все — Сингапур, Бейрут,
От исландских фьордов до сомалийских руд,
Но умру, если у меня тебя отберут».
Бернард пишет: «Доход, финансы и аудит,
Джип с водителем, из колонок поет Эдит,
Скидка тридцать процентов в любимом баре,
Но наливают всегда в кредит,
А ты смотришь – и словно Бог мне в глаза глядит».
Бернард пишет «Мне сорок восемь, как прочим светским плешивым львам,
Я вспоминаю, кто я, по визе, паспорту и правам,
Ядерный могильник, водой затопленный котлован,
Подчиненных, как кегли, считаю по головам –
Но вот если слова – это тоже деньги,
То ты мне не по словам».
«Моя девочка, ты красивая, как банши.
Ты пришла мне сказать: умрешь, но пока дыши,
Только не пиши мне, Эстер, пожалуйста, не пиши.
Никакой души ведь не хватит,
Усталой моей души».