Этим летом с 10 по 18 июля Одесский международный кинофестиваль пройдет в 6-й раз. Одно из важнейших событий для профессионалов и любителей кино в нашей стране за 5 лет своего существования  совершенно оправданно завоевало доверие своей аудитории, которая с каждым годом только увеличивается. Каково это — с энтузиазмом смотреть по 10 фильмов в день или организовать 15-ти тысячный open-air показ на Потемкинской лестнице, которая, к слову, вскоре получит статус «Сокровище европейской культуры»? Мы разузнали, насколько кинематографичны рабочие будни тех, кто делает этот праздник жизни возможным. Наши герои: продюсер ОМКФ Юлия Синькевич, на ее счету проекты ГОГОЛЬFEST, Jazz Koktebel; программный директор Антельм Видо, в прошлом атташе по вопросам сотрудничества в аудиовизуальной сфере Французского Института в Украине; и PR-директор фестиваля Александра Кравченко, культуролог.

Автор проекта: Лилит Саркисян
Беседовала: Анна Гаврилова

Фотографировала: Марина Головнева
Локация: aroma espresso bar на Мечникова, 3 

DSC_3995 копия

Как попасть в кино

Александра: Моя первая работа, связанная с кино, была на должности редактора газеты «Киноколо», которая выходила ежедневно во время МКФ Молодость в 2005 и 2006 гг. Я писала статьи и взяла несколько первых интервью в своей жизни. Позже успела поработать 2 месяца кинообозревателем киевского журнала «Афиша» до его закрытия в связи с кризисом. Я ничего не слышала об ОМКФ, пока не пришла туда работать в 2011-м. Увидела объявление в FB о вакансии, пришла на собеседование, и Денис Иванов (директор «Артхаус Трафик», дистрибьюторской компании, которая была со-основателем и организатором Одесского кинофестиваля до 2014 г.) взял меня на работу. Я начала со второго года существования фестиваля на позиции медиа-координатора. О старте в 2010-м слышала только истории, но знаю, какой это был особенный год.

Антельм: Кино я люблю с детства. Еще подростком с большим интересом смотрел американские фильмы Копполы, Скорсезе. Я старался максимально близко оставаться к теме кинематографа и в образовании, и в работе. Однажды мне предложили приехать на два года в Украину, поработать во Французском Институте при посольстве. Это был очень интересный опыт, связанный в том числе и с кино. После истечения срока моего контракта мне позвонила Юлия Синькевич и предложила стать программным директором на ОМКФ. До этого я бывал на фестивале в качестве гостя в годы работы во Французском Институте, поэтому с удовольствием согласился и пока не пожалел. Для меня это относительно новый опыт. Пожалуй, единственным существенным препятствием был язык.

Александра: Например, Антельм только месяц назад узнал слово «жвачка».

Антельм: Да, и кроме этого трудностей, к счастью, не было. Меня очень хорошо приняли в команде. Безусловно, сама работа непростая, но, честно говоря, мне все давалось относительно легко, я очень благодарен своей команде.

Юлия: Я пришла в кино 5 лет назад. Моя семья, так или иначе, связана с искусством, и меня всегда интересовала эта сфера. Я начала работать на различных культурных проектах почти 10 лет назад. И на момент, когда мне предложили присоединиться к Одесскому кинофестивалю, я закончила проект с ГОГОЛЬFEST. Первый ОМКФ был организован в очень короткие сроки – за 2 или 3 месяца. Как всегда – первый блин комом, но самым важным результатом стало то, что очень многие о нас услышали и узнали. Но, тем не менее, с точки зрения организационных вопросов было непросто, никто не ожидал, что будет такой огромный объем работы. После первого фестиваля команда искала человека, у которого имелся опыт организации проектов такого масштаба. Изначально я занималась гостями, профессиональной секцией и международными отношениями, проектами, которые были связаны с нашими иностранными партнерами. И вот уже почти два года назад, когда Денис Иванов ушел с фестиваля, мне предложили стать его директором.

DSC_3981 копия

Три кита фестиваля

Александра: Один из главных китов ОМКФ – это, конечно, команда.  Она у нас очень крутая, такого «полу семейного» типа организация, мы все друг друга знаем, работаем из года в год практически без изменений в основном составе.

Юлия: Наверное, у нас все перфекционисты, хотят, чтобы было лучше, все время, ставят себе сверх задачи, и когда что-то идет не так, очень переживают. Сложно нанимать, держать и содержать команду целый год. У нас проектная работа, и это имеет свою специфику. Хорошо, что изначально была создана такая структура, которая позволяла в свободное от фестиваля время заниматься прокатом и другими проектами или же продюсированием, продвижением украинских фильмов. Это очень удачно работало. Сейчас у нас постоянно работает человек 15 в течение года, но летом мы разрастаемся до очень больших размеров – человек 400. И это без учета волонтеров, от которых в этом году поступило порядка 600 заявок. И, конечно же, место, где мы проводим фестиваль, — оно особенное. Одесса — невероятно кинематографический город. Ну и конечно, стоит сказать о самом главном месте – площади театра музкомедии. С третьего года существования ОМКФ обзавелся настоящим фестивальным дворцом, коим стал Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного. На время проведения фестиваля на его площадь с Дерибасовской смещается культурный центр города. Там происходят все важные бурные обсуждения фильмов, общение. Этот кит во многом определяет наш фестиваль.

Антельм: Мы все любим то, чем занимаемся. Сама работа на фестивале, который показывает такие важные фильмы, очень мотивирует. То чувство, когда ты счастлив утром, идя на работу. Думаю, кино — это самый большой кит из всех.

DSC_3985 копия

ОМКФ на практике

Юлия: Я на самом деле очень хорошего мнения о наших культурных менеджерах и считаю, что очень часто они даже более профессиональны, чем иностранные.  Я вижу это по коммуникации, по общению. Действительно, у нас не хватает каких-то институционных механизмов, например, государственной культурной стратегии, которая бы определяла деятельность организаций в данной сфере. Мы столкнулись с этим на практике, когда формировали структуру фестиваля, придумывали, как он будет функционировать, сколько нужно людей, какие должны быть отделы. Конечно, командировки на другие кинособытия дают возможность что-то перенимать, улучшать, адаптировать под нас, наших зрителей. Это не так сложно, все основные позиции у нас не меняются уже 6-й год подряд, что обеспечивает определенную стабильность контактов. Мы сейчас ввели практику активной работы с волонтерами, они создают наше лицо во время фестиваля, и это очень ценно. Люди приезжают, целый месяц находятся в Одессе, проходят жесткие тренинги, мы же стараемся поощрять их тем, что в следующем году, если появляются какие-то открытые вакансии, даем им возможность подать заявку в первую очередь. Конечно, есть и узкоспециализированные позиции, в таком случае выдвигаются определенные требования. Мы периодически сообщаем о таких вакансиях на нашей странице в FB или на сайте.

Подготовительный период очень насыщенный: помимо того, что ищем фильмы, еще и находимся в контакте с нашими потенциальными членами жюри, специальными гостями, отсматриваем очень много на других кинофестивалях,  что является, к слову, ежедневной работой, проводим работу над ошибками, строим планы на будущее. А в декабре месяце мы регулярно проводим украинский кинорынок — профессиональное событие для кинотеатров, кинодистрибьюторов, компаний, которые занимаются кинотеатральным оборудованием. В январе этого года мы запустили новый проект — онлайн кинофестиваль ОМКФ Digital на платформе Megogo.net. Эта идея витала в воздухе. Мы хотели создать еще один канал дистрибьюции, еще одну возможность, которая уже активно используется за пределами Украины. Но проблема в том, что зритель пока не привык платить за просмотры онлайн, да и с пиратством все по-прежнему. Нам было интересно попробовать, посмотреть, какой будет реакция, а также провести конкурс короткометражных фильмов, которые представлены у нас только в национальном конкурсе летом. А весной мы начинаем супер активную работу над фестивалем.

Александра: В отличие от всех наших зрителей, которые в июле в Одессе смотрят кино, мы этого вообще не делаем, попросту не успеваем. У всех разные графики, но мне, например, за все годы работы удавалось посмотреть максимум по два фильма за 9 фестивальных дней.

 DSC_3988 копия

О деньгах

Юлия: Что касается финансирования, бюджеты действительно очень маленькие в этом году. Все мы знаем, в какой экономической ситуации находится Украина. С другой стороны, я думаю, что государство может найти возможность поддерживать и производство кино, и различные кинособытия. Мы подавали заявку на поддержку в Государственное агентство по вопросам кино, как делали это другие кинофестивали, – получили отказ. Буквально на днях подтвердили, что нам все же выделят 100 тысяч гривен. Необходимо понимать, что это очень маленькая сумма, тем не менее, мы и этому сейчас рады. С бюджетом было непросто и в прошлом году, но в этом еще сложнее. Ранее нас очень поддерживали иностранные компании, которые бесплатно предоставляли фильмы для показов. Сегодня ситуация изменилась не в лучшую сторону из-за угасания интереса к событиям в Украине в иностранном медиаполе, и того, что компании-правообладатели стараются увеличить свои доходы в том числе и за счет показов на фестивалях. Но зато мы заручились поддержкой одесских городских властей.

Александра: Многие задаются вопросом, как это происходит с другими известными фестивалями. Так вот, по стандартам развитых стран, кинофестивали международного значения — как Берлин, Канны, Карловы Вары, — от 30 до 50% финансируются за счет государства. Наша проблема не ограничивается одним фестивалем. Это системная ошибка, проблема полного отсутствия поддержки культуры за весь период независимости Украины. Это касается не только кино и кинопроизводтва, но и других сфер в равной степени. Если событие приобретает серьезное значение, влияет на инфраструктуру города, превращается в публичную площадку, перенимает на себя функции культурной дипломатии — тогда государство берет на себя 30-50% бюджета, что покрывает административную часть расходов, например. Так происходит в странах, где все устроено более логичным образом. Например, на Берлинале практически все должности, если я не ошибаюсь, государственные. Там через госструктуры нанимают людей, все интегрировано, потому что для них это очень важное событие.

Антельм: Ситуация во Франции, в Европе тоже не очень простая. Конечно, государство поддерживает культурные организации, события. Правда, со временем эта поддержка становится все меньше и меньше. В этом году, например, более 10-20 фестивалей закрыли вообще из-за финансовых проблем. И Каннский фестиваль сейчас больше рассчитывает на спонсоров при формировании бюджетов. Они также должны все время искать другие источники финансирования, спонсоров, чтобы провести фестиваль.

Юлия:  В прошлом году наш бюджет составил 1,5 млн. евро. Это не только чистые деньги, финансовые вливания, но также и договоренности, бартерные услуги, так называемые in-kind contributions. Что касается коммерческих партнеров, то у всех свои интересы, определенная стратегия. Например, если брать Stella Artois: во всем мире эта компания поддерживает кинособытия, позиционирует себя как бренд, который ассоциируется с кинематографом. У нашего автопартнера Renault тоже есть такая стратегия поддержки подобных проектов. Банки также помогают большому количеству культурных проектов, им интересна эта аудитория. Наш генеральный спонсор ТАСкомбанк поддерживает фестиваль с момента его основания и вручает призы Национального конкурса. Конечно, мы стараемся подбирать партнеров, которые понимают суть нашего проекта, не пытаются навязывать свое видение. Но это взаимодействие, и мы всегда стараемся предложить взаимовыгодные условия сотрудничества.

За время существования фестиваля наш зритель узнал, что такое украинское кино. Когда мы начинали делать ОМКФ, у нас не было такого широкого выбора украинских фильмов. Мало кто хотел идти их смотреть в кинотеатры. За эти пять лет мы увидели, что появилось немало известных имен, которые интересны зрителю. Кроме того, были сделаны определенные шаги, выбрана государственная политика поддержки кинематографа, это значит, что Государственное агентство проводило питчинги в поддержку проектов, осуществляло финансирование, они были завершены, вышли в прокат. Механизм заработал, но сейчас после всем известных событий эта ситуация меняется не в лучшую сторону, с моей точки зрения. Главное – не разрушить, то, что уже есть.

DSC_4019 копия

Кинокухня

Александра: ОМКФ взял на себя задачу воспитать зрителя. В 2011 году была определена концепция фестиваля — фильмы в жанре «арт-мейнстрим» — которые легко и приятно смотреть, несмотря на их высокие художественные качества, такое дружелюбное к зрителю кино. Когда в Одессе стал проходить фестиваль, там заметно выросли кассовые сборы «фестивальных» фильмов. Благодаря в том числе и фестивалю, люди перестают бояться таких фильмов, охотнее ходят на них в кинотеатры, и в результате потихоньку в кинопрокате монополия голливудского продукта уступает культурному разнообразию. Мы ставили себе две задачи, когда делали ОМКФ: привозить лучшие фильмы, которые не попадают в широкий прокат в Украине, а также продвигать и поддерживать украинское кино.

Антельм: В этом году, мы, наверное, получили самое большое количество фильмов за все время существования фестивая. Отбор — это действительно очень сложный процесс, и следует отметить, что мы несколько ограничены во времени отведенном на просмотр. Прием заявок начинается в декабре и заканчивается в апреле. Таким образом, у нас остается еще два месяца на формирование программ. За 6 месяцев отборочная комиссия из 5 человек отсматривает более 700 картин. Также, кроме фильмов, которые мы получаем, в отбор попадают и фильмы, которые мы разыскиваем сами. Мы ездим по разным международным кинофестивалям и смотрим очень много фильмов. В итоге, отсматриваем практически в 2 раза больше чем 675 картин, которые были поданы нам на рассмотрение в этом году.

До работы на ОМКФ я смотрел много фильмов, но, конечно, не в таких количествах, например, один фильм в день. Сейчас эта цифра намного больше. Когда смотришь по 6 картин в день, важно сохранять энтузиазм. Обнадеживает, что качество фильмов, которые мы получаем, способствует этому.

Юлия: Отбор фильмов для программ всегда субъективен. Как и у всех людей, у отборщиков свои вкусы и взгляды на вещи, просто за все годы мы стали на интуитивном уровне понимать, какой фильм понравится нашему зрителю, какой способен вдохновить и т.д.

Антельм: Критериев отбора также немало. Мы стараемся не ставить в программу несколько фильмов из одной страны, исключением является Украина (так в прошлом году в одном конкурсе победили два украинских фильма). Мы отдаем предпочтение относительно новым картинам, которые отражают реалии времени. К слову, порядка 80% заявок, которые мы получили от украинских режиссеров в этом году, были на тему войны или революции. И это нормально, ведь это то, что волнует людей сегодня. Я знаю, что программа первого фестиваля была наполнена комедиями, сейчас все наоборот — фильмы очень серьезные и непростые. Но поскольку фестиваль зрительский, в каждой картине, конечно, есть место доброму и светлому.

Александра: У нас есть несколько критериев отбора, по которым мы оцениваем каждый фильм — среди них сценарий, операторская работа, режиссура. Но самый главный критерий называется «зрительский потенциал» — то есть вероятность того, что фильм заинтересует относительно широкую аудиторию. Ведь ОМКФ — это зрительский фестиваль.
DSC_4086 копия

О профессиональных деформациях

Юлия: Специфика работы заставляет воспринимать  привычные вещи иначе.  Вне фестиваля, во время просмотров я внимательно читаю титры, отмечаю, какие организации, кинофонды финансировали фильм, на каких копродакшн маркетах был представлен проект. И когда нам в команде нужно принимать решение по поводу программы фестиваля, а кто-то из друзей говорит «пойдем в кино», я нервно смеюсь. Обычно смотрим так: «этот актер здесь играет, надо его пригласить», «может того в жюри?», «а кто тут правообладатель?», «а тут мы в жизни не получим этот фильм!», «здесь все легко» – вот в таком, пожалуй, все и проявляется.

Александра: Я в гораздо меньшей степени связана с отсмотром фильмов — все-таки работаю в пресс-службе. Поэтому у меня другая профессиональная деформация — «телефонный невроз»: когда я не держу в руке мобильный, у меня как будто не хватает пальцев. Это все результат того, что во время активной подготовки и самого фестиваля получаю примерно по 150 звонков в день, без преувеличения. А с фильмами у меня есть такая счастливая особенность: аналитический взгляд удается включать только после просмотра. 

DSC_4006 копия

Как это работает в мире

Алексанра: Я посещаю основные кинофестивали, в том числе и для того, чтобы шпионить за их пресс-службами и подсматривать полезные практики для ОМКФ. Наверное, один из самых интересных фестивалей – Роттердамский. Он сосредоточен на артхаусных фильмах, и к тому же там представлена параллельная программа, связанная с современным искусством. Это инсталляции, выставки и перформансы, так или иначе связанные с текущими темами фестиваля. Официальные церемонии там проходят исключительно неформально: играет японская панк-группа, угощают хот-догами. Это зрительский кинофестиваль, туда можно купить билеты и абонементы. Так что определенно стоит внимания, если вы будете в Роттердаме в начале февраля.

Антельм: В этом году я посетил Берлин, Канны, Роттердам, Висбаден. Тоже хочу отметить кинофестиваль в Роттердаме среди всех остальных. Там особенная атмосфера. Люди ходят смотреть кино, просто потому что любят его. Все очень свободно: после показа можно встретиться и поговорить с режиссером в непринужденной обстановке. В Берлине и Каннах совершенно иначе. Там нужно пить, делать бизнес, и все это немного портит дух синефилии.

Юлия: В год наша команда посещает порядка 15 фестивалей.  Из больших фестивалей я люблю Берлин, там ты можешь успеть посмотреть все, что захочешь. Так или иначе, это не такая нервотрепка, как в Каннах. Но все же мы ездим на фестивали в командировки и преследуем определенные деловые цели. В Берлине, конечно, сложнее, потому как в рамках фестиваля проходит масштабный кинорынок. В этом смысле маленькие фестивали удобнее – все более расслаблены, и можно эффективно провести необходимые переговоры. Из подобных мне очень нравится Клюж в Румынии, это Transilvania International Film Festival. Он чем-то напоминает Одессу или наоборот, мы напоминаем их. По духу, масштабам и фильмам мы определенно схожи. Я бы хотела поехать на фестиваль в Трайбеке в Нью-Йорке, потому как заметила интересную особенность: много фильмов, которые они отбирают в свою программу, мы потом находим сами совершенно другими путями.

Александра: От Каннского кинофестиваля у меня абсолютно другие впечатления. Я была там в качестве журналиста и хочу сказать, что для журналистов больше нигде нет таких роскошных условий. Все показы они смотрят первыми, официальные премьеры проходят только на следующий день. Пресса может либо встретить фильм овациями, либо его «забукать». Все это происходит очень эмоционально, и в определенный момент начинает казаться, что ты на каком-то чемпионате мира. Там даже в ежедневных фестивальных журналах есть своеобразные экзит-поллы от критиков. И утром первым делом очень интересно посмотреть, насколько твои впечатления совпадают с мнениями ведущих кинокритиков планеты. Такой вовлеченности в этот процесс я больше нигде не встречала.

Антельм: Возвращаясь к Каннскому кинофестивалю, я говорил об общей атмосфере в городе. На время проведения он превращается в маленький цирк – красная дорожка, все ждут, фотографируют звезд, огромное количество людей, которые вообще не имеют отношения к кино и попросту не ценят его.

Юлия: А мне нравятся мужчины в смокингах в супермаркетах в Каннах, например.

 DSC_4073 копия

Киновоспитание

Александра: Каждый год мы запускаем новые программы для разных специализаций. На ОМКФ в течении 2 лет работал очень хороший проект «Школа кинокритиков». Мы делали его совместно с Британским советом в Украине. Это был конкурс, на который мог податься каждый желающий, достаточно было написать рецензию на фильм и подать заявку. Специальная комиссия отбирала 20 человек из общего количества, которые дальше тренировались на базе ОМКФ, писали рецензии, брали интервью под руководством кураторов, слушали мастер-классы и лекции от приглашенных на фестиваль известных гостей, среди которых были представители иностранной прессы, блогеры, известные кинокритики и т.д. К сожалению, мы не смогли его продолжить, так как это достаточно затратно, и не является частью обязательной программы фестиваля. Сегодня создано мало условий для развития киножурналистики, как и в целом журналистики и медиа-проектов в сфере культуры. Как говорит один мой знакомый: «Никому не нужно столько текстов о кино». К тому же у нас своя киноиндустрия не очень развита, все только начинается. А нам остается надеяться, что новый кризис не убьет то хорошее, что уже появилось в украинском кино в прошлом году, который был исключительно успешным. Наша задача – помогать, поддерживать и создавать все условия для работы и развития. И возможно, мы когда-нибудь возобновим проект для кинокритиков.

Программа фестиваля, любимчики

Юлия: В конкурсной программе мне нравятся фильмы «Бриджент» (реж. Йеппе Ронде) и «Just Jim». Режиссер последнего уже знаком нашему зрителю по фильму «Субмарина», который тоже был когда-то в программе ОМКФ. Во внеконкурсной программе Фестиваль фестивалей отмечу фильм «Лобстер».

Антельм: Я бы сказал, все фильмы этого года мне нравятся.  Если выбирать одну-две картины в Международном конкурсе, я бы отметил «Объятия змеи». Это очень красивый черно-белый фильм из Колумбии о путешествии европейского ученого по Амазонке, очень впечатляет.

Александра: Я тоже очень люблю эти фильмы, но еще хочу обратить внимание на картину иранского режиссера Али Ахмадзаде «Атомное сердце». В последнее время я не устаю восхищаться иранским кино. Все началось с фильма режиссера-диссидента Джафара Панахи «Такси», который также у нас представлен во внеконкурсной программе. Из-за политического конфликта с властями Ирана, ему запретили снимать кино в течении 20 лет, но он умудряется снимать фильмы каждый год, контрабандой отправлять их на фестивали, и получать награды буквально всех главных кинофорумов планеты. Его последний фильм удивил абсолютно всех. Это горькая комедия, очень реалистичная, где он, будучи главным героем, достаточно прямо рассказывает обо всех проблемах своего положения с такой иронией и юмором, что его уже начали называть иранским Вуди Алленом. Еще есть очень интересный украинский фильм «Песнь песней» режиссера Евы Нейман, он представлен в обоих конкурсах. Ева, безусловно, одна из самых интересных украинских режиссеров полнометражного кино.

DSC_4011 копия

Антельм: Также мы решили продлить программу о роли гражданского общества «Путь к свободе», впервые представленную в 2014 году. Это тема до сих пор очень актуальна для Украины. Теперь в программу входят не только документальные, но и игровые фильмы. Например, румынский «Почему я», о прокуроре, который борется с коррупцией, и эстонский фильм «Под боковым ветром», историческая черно-белая лента о депортации коренного населения Эстонии, Латвии и Литвы при Сталине.

Юлия: Из этой же программы лично я хочу посмотреть альманах «Киев/Москва», первая часть которого была показана на закрытии кинофестиваля «Молодость». Это был один из нескольких фильмов о событиях в нашей стране, после которого я расплакалась. Поэтому я очень жду вторую часть.

Александра: Я расскажу о фильме Татьяны Брандруп «Кино: публичное дело», своеобразной хронике уничтожения московского Музея кино. Долгие годы его возглавлял Наум Клейман — один из ведущих киноведов не только в России, но и в мире. К сожалению, в связи с тем, что сейчас происходит в этой стране, команду Клеймана попросту выжили, а сам Музей расформировали.

Юлия: Получается так, что программу «Пусть к свободе» запустили как альтернативу секции «Новое русское кино». Мы не отказываемся от российских фильмов, они представлены и в Международном конкурсе и других программах. Просто сейчас «Путь к свободе» является более актуальной для Украины. Но искусство — прежде всего, поэтому российские фильмы также представлены в программах.

Александра: А фильм, который откроет фестиваль, мы по традиции объявим накануне, за неделю. Поэтому пока оставим все в секрете.

Юлия: В этом году на Потемкинской лестнице 11 июля состоится традиционный показ под открытым небом.  Это будет фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» в музыкальном сопровождении коллектива композитора, дирижера Майкла Наймана. Он также изучал творчество Вертова, поэтому с большим интересом принял приглашение. Как правило, мы показываем зарубежные фильмы в сопровождении украинских музыкантов, в этом году все наоборот. Среди почетных гостей фестиваля также будут режиссер, сценарист Джим Шеридан и генеральный директор Каннского кинофестиваля, директор Института Люмьер Тьерри Фремо. Наши коллеги уже отметили, что нам удалось выбрать наиболее интересные фильмы, которые многие еще не успели посмотреть. Также будет представлена детская программа с ретроспективой Бастера Китона и показ программы «Люмьер», которую представит Тьерри Фремо. 

DSC_4041 копия

Гид

Александра: Будь я на месте гостя я бы непременно сходила на море.

Юлия: Я бы порекомендовала смотреть то, чего не будет в прокате, те фильмы, которые больше нигде не посмотришь, и таким образом строить свою программу пребывания. И конечно, важно не упускать возможности живого общения, посещать мастер-классы, всевозможные мероприятия.

Александра: Важно ни в коем случае не пропустить показ на Потемкинской лестнице, потому как это незабываемый опыт — 15 тысяч гостей, живая музыка и чистая магия кино, такого нет нигде. Если хотите, это оно из мест силы в Одессе. Туда приходят не только аккредитованные гости фестиваля, но и жители, гости города, разные совершенно люди. Это все производит очень сильное впечатление.

DSC_4076 копия