Недавно в одном из выпусков «Единственной» на весь разворот вышел материал об изданной мною книге «Полторы дюжины правдивых историй и одна неправдивая» автора Вика Мартиросяна. Я, конечно же, купила номер и впервые прочитала его. К тому моменту я в буквальном смысле «подсела» на блог Елены Скачко – вот уже 17 лет главного редактора «Единственной», а взяв в руки журнал, поняла, насколько они похожи: обе грамотные, стабильные, простые, честные и не стремящиеся к славе. Лена отказывает журналистам в интервью, почти не принимает приглашения от телеканалов и крайне редко участвует в оффлайн-событиях. Откровенно говоря, Лена и на PUBLIC TALK согласилась не сразу, но мне все же удалось уговорить героиню и поговорить с ней о журналистике, популярности, семье и 90-ых.
Автор проекта, журналист: Лилит Саркисян
Записала: Снежана Шабанова
Фото: Марина Головнева
Макияж: KOKO nail room
Платье на ведущей: Rent a Brand
Цветы для героини: Bouquet
Локация: aroma espresso bar на Мечникова, 3
Публичными по-настоящему становятся те, кто этого хочет и кто к этому стремится.
Поскольку я 20 лет в этой индустрии, то каждую неделю сталкиваюсь с просьбами: «Напишите хоть что-то обо мне!». Я точно знаю, что без слава не приходит без приложенных усилий. Честно сказать, я их никогда не прилагала, то ли в силу своей лени, то ли в силу природной интровертности. На самом деле, я теряю много возможностей.
В Украине, если вы заметили, нет института популярных главных редакторов. У нас мало главредов, которых знают в лицо.
Журнал «Единственная» живет своей жизнью. Долгие годы он был лидером в своем сегменте и особо не нуждался в специальном продвижении. Безусловно, личность главного редактора очень много значит для проекта. Из года в год за почти 18 лет существования «Единственной» появлялись новые проекты, которые пытались скопировать технологии, даже названия были похожие. Но проходило несколько лет – и они исчезали. Почему? Потому что есть очень простая маленькая тайна, которую не постигли издатели, продвигавшие свои издания:
скопировать можно технологии, но нельзя скопировать коммуникацию.
Уход главного редактора всегда отражается на тираже.
Тот путь, который другие страны проходят за 50-100-200 лет, Украина проходила за 15-20 лет, Женщина 90-х, 2000-х и 2010-х – это три разные женщины.
Женщина 90-х нуждалась в совете, подсказке, путеводителе.
Женщина 2000-х нуждалась во внутренней поддержке, она хотела развиваться, двигаться дальше. Женщина 2010-ых нуждается в поддержке, успокоении, надежде, понимании того, что все будет хорошо.
До кризиса 2008 года Киев тонул в снобизме, в убогом гламуре. Кстати, хочу сказать, что глянец и гламур – это 2 разных понятия.
Глянец – это тип печати, гламур – это роскошь и внешний блеск.
Читательница журнала «Единственная» — это среднестатистическая во всех отношениях женщина, со стремлением к развитию, достижениям и самореализации. В основном, это жительница большого города.
В журнале «Единственная» нет понятия «табу». Мы знаем свой жанр, придерживаемся определенных рамок и стиля. Можно писать о чем угодно, но зачем, если читателю это не нужно. Для этого мы проводим маркетинговые исследования и слушаем людей. Экспериментировать хорошо, но не с большим предприятием. Мы развиваемся, однако писать о том, что читатель не ждет, мы не будем.
Мы слишком заигрались в американскую мечту. Нас так долго учили, что мы должны идти только вверх по лестнице, что мы напрочь отрицаем любое горизонтальное развитие.
При встрече многие знакомые говорят мне: «О, ты до сих пор главный редактор, а почему не издатель?». За 17 лет работы меня тоже часто постигали сомнения: а не пора ли подняться «выше»? Я подумала о том, что уже стоит заняться чем-то еще или изменить специализацию, или получить еще одно образование. В 35 лет у меня случился кризис: я очень рано (в 27 лет) достигла карьерной планки в той деятельности, которую очень люблю. А когда чуть позже родилась моя младшая дочь, все перевернулось, все началось сначала.
Несколько лет назад ко мне пришло ощущение, что я не реализовала себя до конца. Например, я хотела бы писать женскую прозу. Я пишу по чуть-чуть, но мне не хватает времени отредактировать и привести 30 начатых текстов «в чувство». Мне интересно себя попробовать в качестве сценариста.
Я была учителем русского языка, затем работала журналистом и за год стала главным редактором. Как мне это удалось?
90-е годы, как ни странно, были годами больших возможностей для тех, кто хотел.
Я стала главным редактором потому, что больше некому было выполнять эту работу, а я ее очень хотела.
В детстве я вырезала сюжеты из маминых журналов и клеила их так, как мне нравилось. В университетские годы я пыталась писать в молодежные газеты, но случился инцидент, который меня выбил на какое-то время. Когда я закончила университет, пошла преподавать. После рождения первого ребенка я встала перед выбором: либо двигаться куда-то дальше, либо вернуться в школу и уже никогда из нее не выйти.
Ни интернета в те годы, ни work.ua, ты просто идешь и стучишься в двери.
Если у тебя нет связей и знакомств в этой сфере, то ты никто и ничто.
Чтобы попасть в медийную сферу, я 7 месяцев работала в телепрограмме бесплатно. Мой шеф сказал тогда: «Денег нет, я не смогу тебе платить». Я согласилась. Он заплатил мне первый гонорар спустя 7 месяцев, кстати, вполне приличный по тем меркам.
Журналистика себя дискредитировала – и это больно. Произошло общее падение культуры, которое принес нам интернет.
Молодые журналисты – яркие представители «американской мечты», о которой я говорила. Они хотят сразу и много. Сегодня – сумасшедшая конкуренция, тут просто на одном вдохновении не выйдешь. Нужна определенная база знаний и адекватная самооценка.
У меня нет журналистского образования. 20 лет спустя я хочу сказать точно:
не нужно никому журналистского образования. Журналистика – это прекрасная профессия, но ее основные инструменты можно изучить за 3 месяца на хороших курсах, а все остальное – от Бога, от мамы и от образования филолога.
Потому что, человек, который работает в журналистике, должен, как минимум, отлично писать, понимать, что такое хороший текст, правильно и грамотно его строить, формировать элементарно предложение, чтобы начало и конец были связаны между собой.
Я категорически плохо отношусь к тому, что практически все руководители государства стали блоггерами.
Я уверена, что политика государства должна как-то едино контролироваться и иметь свой официальный источник. Ну не может быть такого, что один политик прокомментировал ситуацию в своем блоге, другой в своем ему ответил. Я хочу получать информацию, а не треш. Государственный чиновник может вести свой блог, но не о решениях на государственном уровне он должен в нем писать. Пиши о себе, своей жизни, размещай селфи.
Я с удовольствием читаю блог российской писательницы Татьяны Толстой, с которой не всегда согласна, честно скажу, но пишет она прекрасно. Сейчас читаю блог Марии Арбатовой и Александра Иличевского.