Признаюсь, когда шла на встречу с талантливым дирижером Сергеем Смбатяном, я хорошо подготовилась. До того я знала только, что он талантлив. Но, как понимаете, этого недостаточно для того, чтобы понять и прочувствовать целый оркестр, которым он руководит. О таких людях, как Сергей Смбатян, недостаточно слышать – с ними нужно говорить, их нужно видеть в деле. Читая его биографию, с каждым новым абзацем я краснела: что ни конкурс, то победа. «А мы же почти ровесники», — думала я.

Беседовала: Лилит Саркисян
Фото: Ирина Костюк

Итак, Сергей Смбатян – основатель Государственного молодежного оркестра Армении и вот уже 5 лет художественный руководитель и главный дирижер коллектива. С 13-ти лет он начал карьеру скрипача – и здесь его ожидали победы на известных конкурсах Японии, Румынии, Италии. Тогда же Сергей поступает в Ереванскую и Московскую консерватории по классам скрипки и симфодирижирования. Сергей Смбатян стоял на одной сцене с маэстро Р. Мутти и маэстро В. Гергиевым. Стоит ли перечислять, с какими симфоническими оркестрами выступал Сергей? Лондонский симфонический оркестр, камерный оркестр Англии, симфонический оркестр Southbank Sinfonia, Израильский филармонический оркестр, Московский академический государственный симфонический оркестр… После одной из своих побед музыкант был приглашен на учебу в Королевскую Академию Музыки в Лондоне и с сентября 2010 г. является аспирантом по специальному курсу симфодирижирования. За год до этого Сергею присуждена была степень кандидата искусствоведческих наук.

Ему всего 23 года, а он с неимоверной самоотдачей заботиться о детях: в 2009 г. Сергей основал и возглавил единственный (!) в мире детский оркестр UNICEF, музыкантам которого всего 10-15 лет. Поразил также факт из биографии дирижера: дебют его в Лондоне состоялся в феврале 2010 г. в Виндзорском замке с оркестром Philharmonia Orchestra, на благотворительном концерте Принца Чарльза. На этом факте биографии, пожалуй, я и закончу: чем дальше, тем более неловко.

Надеюсь, что в биографию музыканта не забудут внести в будущем тот факт, что осенью 2011 г. Молодежный Симфонический оркестр Армении под руководством Сергея Смбатяна посетил Одессу. Незаполненный зал огорчал, потому что музыка, которую играют молодые «симфонисты», развивает и вносит в армянскую культуру ноты «классической современности», которой не хватает молодежи. Об этом, собственно, мы и разговаривали с Сергеем, а также о значении возраста и Майкле Джексоне.

Когда после концерта я зашла в гримерную на интервью, Сергей Смбатян торопливо вылил на себя последние капли свежих духов и сказал: «Я готов! Начинайте!». Так и начали.

TND: Вы уже успели насладиться особым приемом Одессы?

Сергей Смбатян: Уже успел, но еще не насытился. У меня жесткий график и я часто летаю во многие страны, встречаюсь с людьми. В каждой стране – свои понятия отношений к артисту, но в основном они строятся на формуле «прилетел – отрепетировал – выступил – уехал». А вчера мы с коллегами из оркестра обсуждали, что это не об Одессе: здесь теплый прием. Гостеприимность – черта южной ментальности. За тебя переживают, советуют, спрашивают. Везде ведутся исключительно деловые отношения, а здесь делом и не пахнет будто. Это льстит артисту.

TND: Вы в Украине впервые?

Сергей Смбатян: Я здесь бывал, но выступаю впервые. Давид Смилянский пригласил наш оркестр на большое событие – я согласился. Кстати, формат молодежного оркестра был впервые создан в Армении. Ее примеру последовали многие страны закавказского региона, и всегда приятно знать, что мы – первопроходцы. Нас приглашают, нас хотят слышать. И сегодня это – доказательство достойного пятилетнего труда.

Создание чего-то нового, особенно в художественной среде, всегда требует труда и отваги. А тем более музыка. Она же неблагодарная: если не чувствует бесперебойной самоотдачи, однажды возьмет и накажет.

TND: А кто слушатель Молодежного Оркестра – молодежь или взрослое поколение?

Сергей Смбатян: Расскажу Вам небольшую историю. В Армении часто приезжают такие известные и глубокочтимые личности как Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Вадим Репин, Валерий Гергиев. И знаете, что все они говорят после концертов в Армении? В Европе все зрители – люди старшего поколения. Там зал – белый. А в Армении – молодежь!

TND: Вы работаете с целым оркестром ровесников. Возраст влияет на качество работы?

Сергей Смбатян: Проблема заключается не в том, сколько тебе лет, как долго ты играешь и с кем. Проблема начинается там, где у человека заканчивается таинство, внутренняя сила и амбиция. Иногда бывает так, что играешь с людьми, которым по 60 лет, казалось бы, они всю жизнь проиграли, у них бесценный опыт, но ты вкладываешь, вкладываешь, как бульдозер, а результата нет. Это потому, что у них уже нет максималистских амбиций. А у нас в коллективе царит взаимопонимание и уважение. Потому что мы мыслим одинаково.

TND: Какую цель преследует Молодежный оркестр?

Сергей Смбатян: Пропаганда армянского национального искусства. Армения имеет серьезную претензию занимать место в ареоле мирового значения. Оркестр выступает по всему миру. Для культурного понимания у нас большой успех, хорошие рецензии. К примеру, недавно у нас был концерт в Берлине – столице классической музыки и вообще искусства – мы произвели фурор!

TND: Какие жанры музыкальные Вы слушаете?

Сергей Смбатян: Слушаю и поп, и r’n’b, все, что сделано качественно. Музыка – это порождение эмоций. Есть такие поп композиторы, которые везде вызывают невероятные эмоции и покоряют массы. Ключевое слово – эмоция. Я дружу со всем, что ее содержит.

TND: А что для Вас качественно?

Сергей Смбатян: Майкл Джексон.

TND: Все участники оркестра – армяне?

Сергей Смбатян: Да. И это невероятно. Знаете, почему? В процентном соотношении мы очень маленькая нация: на нашей Родине живет четверть всего населения, и представьте, у нас весь оркестр (коллектив – больше 80 музыкантов. – ред.) – одна нация. Все закончили одну школу, консерваторию, дружат с детства, проводят все свое время вместе. У нас особая атмосфера: мы понимаем друг друга с полувзгляда.

TND: С какими трудностями сталкиваются музыканты на пути?

Сергей Смбатян: Никаких трудностей нет! Умеешь – делай! Делаешь – делай хорошо! Всегда есть дорога, по которой надо пройти. Работать, нужно всего лишь работать!