Несомненно все жители Полтавы прекрасно знают выдающееся здание, которое находится на центральной площади города — Полтавский кадетский корпус. Но молодые режиссеры Артур Ароян и Степан Дяченко сумели не только УВИДЕТЬ, но и ПРОЧУВСТВОВАТЬ. Так и появился некоммерческий проект, «фильм-ощущение», фильм «Сквозь пустоту». О истории вдохновения, съемках, идее и планах мы расспросили одного из создателейкартины - Артура Арояна.
Беседовала: Лилит Саркисян
Фотографии: из личного архива Артура
- Для тех, кто не смотрел фильм, о чем он? В чем его идея?
Артур Ароян: Мы назвали нашу работу — «фильм-ощущение». Все съемки проходили спонтанно, без сценария. Хотелось максимально отдаться уникальной атмосфере величественных руин, которая сама направляет и подсказывает, что и как нужно делать. Мы попытались сохранить этот момент времени, показать, что даже в разрушающемся шедевре архитектуры есть своя поразительная красота, которая вдохновляет многих творческих людей.
Мой друг Степан Дяченко (автор закадровых монологов и вообще главное действующее лицо), не бывавший до этого ни разу там, очень хотел снять кино, где руины были бы аллегорией внутреннего состояния человека.
Так мы начали вместе думать, и тут я открыл для себя фильм-концерт группы Pink Floyd в Помпеях (1971 г., режиссер Эдриен Мейбен). Музыканты играют на арене амфитеатра посреди города, погибшего две тысячи лет назад. Они своей музыкой оживляют эти развалины, наполняют их новым содержанием. Тогда я понял, что это самый приемлимый вариант для нас — нужно наполнить эти величественные руины чем-то хорошим, добрым, прекрасным. И самое главное, это должно быть спонтанно, чтобы окружающая атмосфера сама продиктовала поведение и настроение.
- Кто принимал участие в съемках?
Артур Ароян: Довольно много совершенно разных людей, половина из которых познакомились именно во время съемок. Я благодарен Богу за то, что он свел вместе стольких интереснейших личностей, которые полностью отдались работе.
В первую очередь саму съемку проводили несколько человек: студенты-архитекторы, художники, музыканты. Самую сложную и важную часть работы — съемку с воздуха — произвел профессиональный фотограф Сергей Шарков, за что я ему бесконечно благодарен.
Музыкальные композиции, звучащие в фильме, — импровизации. Музыканты участвовали как профессиональные (к примеру, пианистка Арина Полтавец), так и без музыкального образования (к примеру, Дмитрий Белоконь — художник-керамист и барабанщик).
Сценария у нас не было. Основные идеи мы со Степаном Дяченко предварительно обсуждали, выходили на место съемок… А дальше все шло не так, как задумывали, но, должен признаться, значительно лучше и интереснее.
Отдельно хотелось бы сказать о художнике, который расписывал это здание еще после войны — Викторе Трохимце-Милютине. Так как он уже человек преклонных лет было непросто ужать его рассказ и сделать его более емким и четким, но суть он передал точно: при восстановлении этого памятника архитектуры нужно сохранить фрагменты, повествующие о его нынешнем состоянии.
- Расскажите о съемочном процессе: где снимали, как долго.
Артур Ароян: Снимали внутри и на территории здания бывшего Петровского Полтавского кадетского корпуса, построеного в 1840 году. В здании размещались военные учебные заведения, в частности Зенитно-ракетное училище им. Ватутина, расформированное в 1995 г. С тех пор здание медленно разрушается.
Съемки длились в общей сложности около 2-х месяцев, но реально походов внутрь здания было около 15. Каждый из них был довольно сложным и небезопасным, учитывая состояние здания и отсутствие там охраны.
Монтаж длился чуть более месяца.
- Каково дальнейшее развитие проекта: как его планируете продвигать? Есть ли у вас спонсоры/партнеры/меценаты?
Артур Ароян: Мы не задумывались о продвижении фильма и поэтому для начала просто выложили его, чтобы люди смогли дать свою оценку. У нас нет никаких спонсоров, и, должен сказать, это хорошо для подобного рода проектов.
- И сколько же средств ушло на создание данного фильма?
Артур Ароян: На создание фильма не было потрачено ни копейки. Разумеется, если посчитать затраты на бензин, когда привозили музыкальные инструменты, покупку лампы для софита и пр. мелочи, то, может, какие-то 2-3 сотни и будет. Все делалось на энтузиазме и с полной отдачей, за что мы всем очень благодарны!
- А поучаствовать в каких-то фестивалях не хотите?
Артур Ароян: Возможно, если формат фильма будет соответствовать программам каких-либо фестивалей, мы представим его там. Как я уже говорил, это наш первый опыт, поэтому мы реально оцениваем полученный результат.
- Я думаю, что обязательно найдутся такие. О каком будущем для вашего творения Вы мечтаете?
Артур Ароян: Трудно делать прогнозы. Все мы участвовали в нем потому, что любим это прекрасное здание, оно нас сформировало и повлияло на наше восприятие. Все, что там делали эти замечательные ребята — это попытка оживить его, хоть ненадолго, хоть немного принести в него света, добра, насытить созидательным действием. Если зритель почувствует внутри себя такое же желание творить, если задумается над тем, почему «в каждом нашем городе мы можем увидеть опустошенные развалины», если просто полюбит конкретно это чудесное здание, и в нем все культурное наследие СВОЕГО народа — цель нашей работы будет достигнута. Именно это мы хотели донести до людей.
- Спасибо, Артур. Мы надеемся, что наши читатели тоже посмотрят ваш фильм и смогут почувствовать эту энергетику.