Плейбек-театр – это особый вид представления на грани искусства и терапии. Играя истории, которые произошли со зрителями в реальной жизни, актеры дают возможность взглянуть на ситуацию по-другому, а иногда и полностью изменить свою жизнь.
Беседовала: Евгения Слезка
Фото: из архива Владимира Савинова
Часто хочется пережить какое-то событие снова. Причины могут быть разные – нам было приятно, мы были счастливы, мы радовались. Может быть, мы что-то не успели: вот если бы назад студенческие годы, засел бы в библиотеке. Бывает, мы что-то понимаем «задним числом», и если бы ситуация повторилась, мы бы повели себя по-другому. Часто наши проблемы порождены тем, что в прошлом мы получили какие-то травмы или комплексы. Еще Фрейд начинал лечить людей, работая с травмами детства. Один из способов избавиться от проблемы, которую породило какое-то событие в прошлом, – пережить его еще раз. Это можно сделать, сыграв ситуацию. У нас в Украине есть несколько плейбек-театров, специализирующихся на проигрывании историй, которые произошли со зрителями.
С основателем одного из киевских плейбек-театров, Владимиром Савиным, мы и побеседовали.
– Расскажи, как все начиналось, какие истоки у театра, который ты основал и которым руководишь.
Владимир Савинов: Австрийский психолог Якоб Морено в 30-е годы разработал метод психодрамы, суть которой заключалась в том, что пациенты разыгрывали ситуации, которые явились причиной какой-то психологической травмы. Разыграв эту ситуацию, и таким образом пережив ее еще раз, они избавлялись от комплексов и травм. Как терапия – это было эффективно, но попытка сделать из этого действа театр оказалась не очень понятной публике. Действия импровизированных актеров были не структурированы, и смотреть на это было неинтересно, зрители вообще не понимали, что это такое.
В 1975 году психодрамой заинтересовался американский литературный деятель Джонатан Фокс. Он изучал практику психодрамы, учился у жены Якоба – Зерки Морено, и решил основать свой театр, в котором бы разыгрывались истории из жизни обычных людей, – плейбек-театр. Зерка Морено его очень поддерживала и даже на первых порах помогала с арендой помещения.
– В чем отличия театра психодрамы Морено и плейбек-театра?
Владимир Савинов: Фокс поставил себе задачу сделать зрелищным, интересным, более понятным проигрывание каких-то ситуаций, которые волнуют зрителя, для всех тех, которые пришли посмотреть на действо. Кроме того, плейбек-театр работает не с проблемами, а с историями, которые совсем не обязательно доставляют дискомфорт.
– Расскажи, как он это сделал?
Владимир Савинов: В плейбек-театре действия актеров структурированы. Расскажу о процедуре, чтобы было более понятно. На сцене играют до 7 актеров. Чаще всего их 5, иногда бывает 3. Перед ними два стула, на одном из них сидит ведущий («кондактор»). Второй стул для зрителя, который решается выйти из зала и рассказать свою историю. Задача кондактора – следить за тем, чтобы история не затягивалась, ее изложение должно занять не больше трех минут. При этом нужно выбрать основных персонажей и прояснить важные детали. Дальше актеры разыгрывают эту историю на сцене. Фокс разработал специальные формы (такие, как «Скульптура», «Хор», «Эхо» и много других), которые позволяют структурировать драматический материал.
Всего за одно представление разыгрывается до 15 историй. Число зрителей может быть разное, но оптимально до 30. Это все-таки камерный театр.
– А что дает зрителю, который решился рассказать свою историю, проигрывание этой истории актерами вашего театра?
Владимир Савинов: Это позволяет взглянуть на ситуацию по-другому, открыть в себе спонтанность. У нас где-то внутри лежат наши желания, импульсы, но культурные рамки, какие-то моральные устои не позволяют нам следовать им. Если мы долго эти импульсы в себе сдерживаем, они могут вырваться наружу в самый неподходящий момент.
Когда актеры проигрывают ситуацию, рассказанную зрителем, он может увидеть эти скрытые импульсы. Если ты знаешь о своих каких-то тайных желаниях, ими легче управлять.
Часто люди, видя ситуацию со стороны, меняют свое отношение к ней, открывают для себя что-то, чего они, «варившись в собственном соку», не видели. Был, например, случай, когда женщина, увидев рассказанную историю в исполнении других, воскликнула: «Так он же меня просто не любит!», а раньше она этого не замечала.
Для кого-то это – просто способ почувствовать общность с единомышленниками, найти новых друзей.
– Какие истории рассказывают? Есть какие-то требования к этим историям?
Владимир Савинов: Истории могут быть самые разные, но, в основном, это то, что в данный момент волнует. Так, на последнем нашем перформансе женщина рассказала историю: она любила одного мужчину, вышла замуж за его друга, но не забыла того, которого любила. Со временем он уехал в США, и они связались в социальных сетях. История была о том, нужно ли его поздравлять с Днем рождения. Вроде бы поздравить – это банально. Она решала – посылать или не посылать поздравление, чтобы еще раз обратить на себя внимание.
– Другим зрителям интересно смотреть эти истории?
Владимир Савинов: Как правило, если историю рассказывает адекватный человек, она в большей или меньшей мере близка и большинству зрителей, которые сидят в зале, соотносится с их опытом. Поэтому зрителям интересно, они видят свои проблемы или радости.
– А не может плейбек-театр навредить?
Владимир Савинов: С 1975 года я знаю только один случай, когда человек после того, как проиграли его историю, сошел с ума. Но он уже был на грани помешательства. Поэтому я смотрю, чтобы люди, которые к нам приходят, были адекватными, и стараюсь не провоцировать болезненные состояния.
– Не бывает так, что рассказывают слишком интимные истории, о чем потом жалеют?
Владимир Савинов: Я предупреждаю, чтобы истории не были слишком интимными, но иногда, конечно, выходят за рамки, рассказывают уж слишком личное. Не знаю, жалеют ли они об этом, но большинство приходят в театр снова.
– Кто актеры твоего плейбек-театра? Как можно стать таким актером?
Владимир Савинов: В идеале это должны быть люди с психологической подготовкой, которые перед этим проходят тренинги. У нас в труппе люди разные: психологи и не только. Есть социолог, графический дизайнер, классические актеры. Это люди, которым интересен наш жанр, наш театр.
Попасть можно по-разному. В идеале опять же нужно пройти специальный курс, который состоит из 180 часов обучения. Нужно, чтобы в театре было хоть несколько человек, которые такой тренинг прошли. Они будут учить других.
Можно и просто прийти и попроситься в театр. Но это довольно трудно, сейчас у нас, например, вся труппа укомплектована.
– Что дает актеру игра в Вашем театре?
Владимир Савинов: Помимо того, что дает игра в обычном театре – постановка речи, умение держаться на публике, артистизм – наш театр развивает еще такое качество, как эмпатию. Ведь нужно проникнуться сочувствием к тем, кто рассказывает историю. Это помогает и в жизни больше понимать людей, терпимее к ним относиться.
– Кто ваши зрители?
Владимир Савинов: К нам на представления в основном приходят люди из «психологического круга», которые интересуются этим направлением, знают о нашем театре. Мы даем объявления о наших перформансах в соцсетях, на нашем сайте.
– Как часто Вы играете? Где это происходит?
Владимир Савинов: Мы играем примерно раз в две недели. Есть представления для друзей, представления для широкой публики и представления для школ и других заведений, которые помогают нам в общественной деятельности.
– – Есть ли еще похожие театры?
Владимир Савинов: В Украине 8 плейбек-театров. Из них 4 активно действуют. Есть еще «форум-театр». Там немного другая цель – зрители разыгрывают ситуации человека, попавшего в трудные обстоятельства, таким образом, помогая найти выход. Мы такого не делаем. Ведь решение, которое мы рекомендуем, может не подойти, а потом человек будет приписывать нам ответственность.
– Ведь можно же и помочь человеку, подсказав решение, которое он не видит.
Владимир Савинов: Максимум, что мы можем дать, это – новый взгляд на ситуацию, развернув ее в художественной форме. А разные варианты решения искать уже должен тот, кто с проблемой столкнулся, мы на себя такую ответственность не берем. У нас вообще психотерапия, решение каких-то проблем – не главная цель. Это скорее дополнительный эффект. Мы просто команда единомышленников, которые собираются, играют и получают от этого удовольствие.