Говорят, люди творчества люди странностей. Галина Ночовная – человек творчества. На беседу я шла за порцией странностей, а ушла с ведром искренности. Цитируя Галину, предлагаю скорее перейти к знакомству с ней и ее куклами: «Только то, что идёт от сердца и души, может тронуть сердца и души».

Галина Ночовная, TheNorDar # 7

Беседовала: Лилит Микаелян
Фото: Сергей Черпаченко

– Куклы – это игра?

Галина Ночовная: Маленькая девочка любила куклы. Время было нелёгкое, за некоторых кукол шла прямо-таки борьба, в конце концов, родители сдались. Так у меня собралась «компания друзей», которую я до последнего класса школы, уже не играя, укладывала спать каждый вечер.

– Скорее всего, куклы Вы создаете еще со школьной поры?

Галина Ночовная: Точно уже не помню, но мне кажется, что чуть ли не с первого класса мама начала учить нас с сестрой рукоделию. Шили сначала куклам платья, потом себе вязали. У мамы была замечательная книга с выкройками игрушек-зверей. Помню, как-то проснулись, а перед нами на тумбочке разместился целый «зоопарк». Мама работала учительницей в вечерней школе, по ночам проверяла тетради. Наверное, в эту ночь она так и не легла спать. Так и мы с Мариной (сестра – прим. ред.) приобщились к этому делу. Сейчас этот жанр называется «Тедди». Шили и дарили. С папой рисовали натюрморты, ходили на этюды. Он был архитектором.

– У Вас есть художественное образование?

Галина Ночовная: Да, архитектурный факультет. Марина вот уже много лет преподаёт в школе искусств, занимается живописью. А моё дело шло очень долго ко мне (или я к нему), хотя всегда было рядом. Ещё детское увлечение никогда не рассматривалось серьёзно. Пробовала работать архитектором, дизайнером внешней среды, художником-декоратором в театре, пару лет придумывала и создавала кожаные сумки, тогда ещё в кооперативе. Дольше всего, почти 15 лет, работала частным предпринимателем – в одном лице стилистом, дизайнером и швеей любой женской одежды. Всё это, безусловно, интересно, но всё это не мое. И вдруг, перебрав массу вариантов творчества, Марина предложила посмотреть авторские куклы в торговом доме. Это была «первая ласточка» в нашем городе, такой себе handmade на продажу. Но это было открытие! Вот тут всё и началось – интернет, форумы, мучительные поиски материалов, скачивание книг, эксперименты.

– Что Вас больше вдохновляет: творчество ради творчества, или же скорее признание аудитории?

Галина Ночовная: Когда кукла сделана, её хочется показать друзьям, знакомым, родным. По тому, как возле кукол останавливаются, как долго рассматривают, становится ясно, что людям это интересно. А когда куклы ещё и покупают, я думаю, это называется признанием. И это очень вдохновляет.

– Какие характеры у Ваших героинь?

Галина Ночовная: Делая свои куклы, я «оживляю» и «одухотворяю» каждую. Куклы – они сами себя называют. Романтичная пышечка Сесилия, размечтавшаяся после ночи любви («Утро короткой ночи» ), никак не могла быть Лизой – юной, печальной, ожидающей своего любимого и первенца («Ожидание»). Куда-то бегущая Лариска, озорная современная девчонка, очевидно, отбиваясь от приставаний соседских мальчишек, бросает на ходу: «Извините, спешу…». У каждой куклы – своя история, своя жизнь. Когда кукла готова, она начинает жить своей жизнью, как будто не мною сделана, не моя.

– Ваши работы – сплошная импровизация?

Галина Ночовная: Идеи кукольных образов роятся повсюду – хожу ли я по улицам, еду ли в транспорте, общаюсь ли с друзьями, смотрю ли фильмы, листаю ли альбомы с репродукциями. Меня привлекают люди во всех проявлениях своих чувств, эмоций, характеров, переживаний. Замыслы кукол в моей голове, как я говорю, стоят в очереди. Некоторые, так и не дождавшись, уходят; другие, наоборот, норовят «пролезть» вне очереди. Скорее всего, это касается портретных кукол. Первая портретная кукла получилась совсем неожиданно, для моей подруги-художницы в подарок ко дню рождения («Художница-огородница»). То, какое она произвела впечатление, говорило о том, что портрет удался.

– Выходит, первая Ваша кукла была не портретной? Расскажите о ней.

Галина Ночовная: Первую куклу я делала полгода, с двух попыток. Из запекаемого пластика неважного качества. Процесс завораживал и удивлял. Постепенно появлялось нечто, просто ниоткуда. Чувство созидания приводило в восторг. Помню, когда я расписала лицо первой куклы, муж попросил прикрывать его салфеткой, так кукла стала «оживать». Идеи для первой куклы не было никакой – просто проба пера. Это была Гретта. Имя подбирала долго, как потом оказалось, не я, а сама кукла: «Вот Гретта я и всё!».

– Любимицы у Вас есть?

Галина Ночовная: Очень люблю серию кукол «Подарки для ангелов» (Нюша, Стася и Алишка). Ангелы – это маленькие девочки, в руках которых игрушки-подарки. Создавая эти куклы, не могла пропустить на улице ни одного ребенка, заглядывала в мордашки, оборачивалась. Обязательно ещё вернусь к теме детей.

– Вы работаете в мастерской или дома?

Галина Ночовная: В мастерской, однозначно. Приходя туда, здороваюсь с куклами, что-то поправляю, разговариваю, очень нравится долго смотреть в глаза кукле, явно ощущая её ответный взгляд. Что-то в этом есть магическое, притягивающее, необычное. И это уже давно не игра.

– Какой Вы видите народную украинскую куклу?

Галина Ночовная: Практически с самого начала своего кукольного творчества думала над образом украинки. Собирала этнические ткани, тесёмки, ленточки, кружева и… думала. Думаю до сих пор. А параллельно начала серию небольших кукол-украинок. Они понравились – и уже многие разлетелись по новым хозяевам. Но образ главной моей украинки пока ещё не созрел. Это не просто традиционная кукла-мотанка, так сейчас популярная и тиражированная, а кукла в моём стиле – психологический образ прекрасной, одухотворённой и сильной женщины, одной из красивейших женщин в мире. Вот так непросто.

– Организовываете ли Вы выставки? Какие эмоции они приносят?

Галина Ночовная: Мои куклы демонстрировались на выставках в Полтаве, ездили на выставку во Львов. Теперь их можно увидеть в галереях Киева. Пока их не так много, но я надеюсь, количество будет расти так же, как и их поклонники, и они ещё попутешествуют по выставочным залам в разные города и страны.

 


– Главное кредо искусства, на Ваш взгляд?

Галина Ночовная: Только то, что идёт от сердца и души, может тронуть сердца и души. Именно в этом и есть смысл всякого искусства – искренность и душевность.