Сурен Манвелян – фотограф, чьи работы публикуютя в международных печатных СМИ, фотограф, чьи макросъемки глаз будоражат воображение, фотограф-звезда социальной паутины, фотограф, снявший обложку для журнала TheNorDar.
Беседовала Lilit Sarkisian
Фото: Сурен Манвелян
TND: Сурен, кто Вы по профессии и как Вы «ввязались» в фотоискусство?
Сурен Манвелян: По специальности я физик, кандидат физ.-мат. наук. Однако судьба физиков в Армении незавидна — микроскопическая зарплата вынуждала работать в других сферах. Так я 8 лет давал частные уроки игры на гитаре, виолончели и лире.
Мои первые кадры я сделал еще в перестроечные времена на пленочный Зенит. В 2004 году в связи с появлением цифровых камер у меня возродился интерес к фотографии, а в 2006 году я начал зарабатывать на фотографии. С 2007 года я уже работал в одном из ведущих журналов Армении “Ереван”, где работаю по сей день.
TND: Какую идею Вы вкладываете в снимки?
Один из моих идеалов — это человек ренессанса — человек, интересы которого охватывают разные сферы (как Леонардо, например, или Гете). Поэтому я пытаюсь охватить широкие сферы в фотографии и снимаю практически все.
TND: С какими изданиями Вы работаете?
Как я уже отметил, я штатный фотограф журнала “Ереван”. Кроме того мои фотографии публиковались в “Daily Mail”, “The Telegraph”, “The Independent on Sunday” (Great Britain), “La Reppublica” (Italy), “Liberation” (France), “Btight magazine” (Holland), “Money sense” (Canada)…
TND: Сегодня каждый, у кого есть профессиональный фотоаппарат и знания основ Photoshop, мнит себя фотографом. Как Вы на это реагируете?
В фотографии, в отличие от физики, нет четких критериев (диссертаций и званий). Работы должны говорить сами за себя. Просто профессиональному фотографу нужен профессиональный клиент.
TND: Ваши работы считаются готовыми уже на месте сьемки или после тщательной обработки?
В основном, мои обработки сводятся к локальному изменению яркости и контраста и цветокоррекции. Я не люблю вставлять куски одной фотографии в другую и всегда предпочитаю получить результат на месте съемки, чем дома за компьютером.
TND: 5 правил фотографии?
а. Композиция — это скелет фотографии
б. Свет — это дыхание фотографии
в. Сюжет — это плоть фотографии
г. Техника — эта руки и ноги фотографии
д. Фотограф — это ее Я.
TND: Как развивается фотоиндустрия в Армении?
Медленно, но верно. Эта сфера находится пока немного в варварском состоянии – как с точки зрения фотографов, так и клиентов. Многие все еще не могут дать истинной оценки фотоискусству.
TND: Каких фотографов Вы бы посоветовали армянскому читателю?
Все классики обязательны к изучению. Среди армян было очень много выдающихся фотографов, таких как Юсуф Карш, Ида Карр, Ара Гюлер и многие другие.
TND: Какими знаниями нужно вооружиться фотографу?
Представим 2-х фотографов, в совершенстве владеющих техникой. Чем будет обусловлена разница в их фотографиях? Их индивидуальностью. И чем богаче и развитее будет эта индивидуальность, тем более значительными будут фотографии. Люди тратят уйму денег на технику, сил и времени на обучение, но совершенно упускают развитие самих себя как индивидуальностей. Суть проста: будьте всесторонне интересы, много читайте художественной литературы, а, главное, изучайте философю. Ведь именно здесь – истина сущности человечества.