Смотрители в музеях — традиция, характерная только для России. Приехавший из Америки фотограф Энди Фриберг был так впечатлен их присутствием в залах галерей, что решил создать фотосерию. Фотографий хватило на целую книгу «Guardians of Russian Art Museums».
Он начал работу над ней зимой 2008 года в Эрмитаже. Затем Энди Фриберг снимал смотрительниц Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Во время его посещения известных музеев России он обратил внимание на то, что их сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, за которыми они присматривают, и даже в некотором роде дополняют их.
Энди был так потрясен этим наблюдением, что не только сделал фотографии, но и поговорил с каждой из женщин. Он узнал, что часто смотрители могут выбирать, у каких картин им придется сидеть. Причины же, по которым они выбрали такую работу, назывались разные – от духовной близости к искусству до “это лучше, чем сидеть у подъезда”.
Это только на первый взгляд смотрительницы выглядят скучающими. «Большинство из них любит свою работу, — утверждает фотограф. — Они много знают об искусстве, и многие из них в прошлом были настоящими профессионалами. Мы встретили вышедших на пенсию ученых, историков, стоматологов. Одна женщина тратит каждый день по три часа, чтобы добраться на работу, и утверждает, что это намного лучше, чем сидеть у подъезда на лавочке и жаловаться на болезни, как это делают старушки».
«Когда вы рассматриваете картины или скульптуры, то присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью вашего знакомства с художественными произведениями. Я считаю, что изучение этих женщин не менее интригующе, чем изучение самих произведений искусства», — утверждает Энди Фриберг».