Она не мечтала стать балериной, космонавтом или актрисой, она закрывалась в комнате и рисовала цветы, красивых девочек и порнографические сюжеты, пока однажды папку с ее «ненормальными» рисунками не нашел отец, жутко возмутившись при этом. После того дня Анна Потешкина стеснялась того, что рисует.
Спустя годы детские увлечения девочки дали о себе знать. Анна закончила факультет «Финансы и кредит» по велению отца: «Это время в моей жизни могу охарактеризовать как абсолютно бездарное и бесполезное», — признается девушка. Ее творческая натура не смогла спрятаться за цифрами, и она поступила на факультет графического дизайна: «Там для меня открылся мир искусства. Это событие стало новым этапом в моей жизни», — вспоминает дизайнер.
В прошлом году Анна участвовала в конкурсе «Печерские каштаны», где заняла первое место. Также она дважды занимала первые места на международном фестивале COW в Днепропетровске, а в финале фестиваля «Погляд у майбутнє» Потешкина забрала вторую премию!
Беседовала: Рузанна Мартиросян
Фото, иллюстрации: Анна Потешкина
Про первый опыт
Свою первую коллекцию я шила вручную, поскольку не знала конструктивного посторения, и у меня не было швейной машинки. Сейчас не могу на нее смотреть без ухмылки. Тогда для меня это было огромным достижением. Это был мой первый конкурс в Харькове. Естественно, там никакого признания я не получила и приехала домой в расстроенных чувствах. Мне почему-то казалось, что я должна была стать открытием, но по понятным причинам этого не произошло.
Про вдохновение
Меня вдохновляет окружающий мир и люди. Люблю пройтись по вещевому рынку и насладиться колоритом азиатской ментальности. Все это накапливается во мне и впоследствии выливается в иллюстрациях, эскизах и одежде. Вся эта безумная безвкусица, поработившая сознания человечества, пожалуй, и есть моим источником вдохновения. Что касается самого процесса создания, то я не рисую эскизы, потому что это может исключить момент эксперимента. Все поиски происходят на манекене.
Про коллекции
В полуфинале конкурса я представила две коллекции, и, к моему удивлению, они обе прошли в финал. По словам Ирины Данилевской, за всю историю конкурса такое произошло впервые. Моя первая коллекция называется CHLOPOK. Эта коллекция должна была стать моим дипломным проектом. Для ее создания бюджет был выделен минимальный, и мне пришлось остановиться на альтернативных материалах. В ней были использованы такие материалы как медицинский бинт, ригелин, сетка и шариковый синтепон. Поскольку мода сегодня осваивает поле чистого искусства, которое больше не связано ни с подиумом, ни с реальностью, а лишь с окружающим пространством, где законы самовыражения становятся едиными для всего, мне хотелось показать, как форма одежды в своем взаимодействии с поверхностью тела человека может способствовать ее гармоничному самовыражению, ликвидируя навязанные стереотипы. В конце концов, общим стало понятие тела как объекта, которое постоянно балансирует на грани исчезновения и возникновения.
Вторая коллекция была создана уже как самостоятельный проект, который я готовила специально для «Погляда у майбутнє». Она называется «Пять ночнушек Эркюля Пуаро». На первый взгляд, звучит бредово и, судя по отдельным экземплярам коллекции, необоснованно. В детстве у меня не было книг, и приходилось познавать прекрасное по постсоветскому телеэкрану. Вот тогда я и познала шаблон гениального детектива, который рос во мне, по пути переплетаясь с остальными героями из жизни. Невольно захотелось облачить Пуаро в более современную среду.
Про Пуаро
Эркюль Пуаро – детектив, щеголь, эстет, бельгиец (что в глазах британцев – повод его слегка презирать и приписывать страсть к французской кухне вообще и к пресловутым лягушачьим ножкам в частности). И все же, в первую очередь, это интеллектуал, чья преданность делу распутывания криминальных загадок сродни маниакальной. Поскольку работа «серых клеточек» не прекращается никогда, Пуаро плохо спит. Традиционные усыпляющие средства и ночные колпаки по всей видимости, помогают мало. Это коллекция розовых ночных рубашек из поролона, которые вырвали бы утомленного сыщика из круговерти умозрительных расследований и погрузили бы в счастливое беспамятство. Материал продиктовал форму и ощущения – «органической» округлости и мягкости, упругости снаружи и обволакивания внутри. Идеальный для полноценного релакса; нескучно окрашенный во флуоресцентные цвета. Учитывая склонность Пуаро к театральным эффектам, он явно оценил бы и эту палитру, и нарочитую броскость деталей.
Про ночнушки
Эти «ночнушки» – не просто «смягчитель» физической и ментальной жесткости. Они – набор ночных одежд для инициации постмодернистских сновидений, которые трактуются как своеобразная метафора эволюции духовного бессознательного. Через сны, навеянные «ночнушками», сознание сновидца сначала пытается установить контакт с бессознательным содержанием своей психики (костюмы № 1 и № 2 – проводники), перенасыщенной образами преступного мира, хаосом, злом в его самом трансцендентном понимании, а затем очиститься от всего этого – для чего в «ночнушке» №3, раздувшейся до размеров скафандра, имеются трубки разнообразных диаметров, которые рождают стойкие «матричные» ассоциации. «Сливая» весь накопленный деструктив, Пуаро переходит на следующую стадию, где сон – скорее транс, наполненный видениями, интерпретировать которые невозможно в силу их сверхчеловеческой природы.
Его «я» множатся, он с азартом гончей погружается в поиск себя истинного, и этот поиск уводит его все дальше – в мир сакрального и эзотерического, всего того, что Пуаро в сознательной жизни отрицал как иррациональное, а значит, глубоко ему чуждое. Но в снах, спровоцированных «ночнушкой» №4, он вдруг, в лучших традициях гностицизма, осознает, что окружающий мир и его тело/мозг – тюрьма, побег из которой освободит его от ужасов этого мира и уподобит его Демиургу, создающему свою собственную Вселенную, куда Злу хода нет.
Последняя, пятая ночнушка – это абсолютная, необратимая метаморфоза, в которой сон окончательно становится единственно существующей реальностью. Это восхождение в персональную Валгаллу (или, согласно г-ну Пелевину, возвращение во Внутреннюю Монголию). Здесь нет места страданиям, комплексу вины, сожалениям, фобиям и прочим деструктивным психическим явлениям, ибо все искуплено и прощено. Это – сияющая пустота, где Эркюль Пуаро – больше не Эркюль Пуаро. Он – бесконечная розовая поляна, по которой скачут все съеденные им когда-либо лягушки. Цепочка «Сыщик – провидец – дезертир – демиург – Ничто» замкнулась. Конец прежней экзистенции. Рождение нового дискурса, в котором все известные нам культурные символы и коды не имеют никакого значения.
Про аудиторию
Для меня мода – это тонкая интеллектуальная игра. Наряду с изобразительным искусством, кино и музыкой я возвожу ее в отдельный вид искусства. Я приверженец эстетики безобразного, и мне нравится экспериментировать с формой и отдельными ее деталями. Это инструмент, с помощью которого я могу говорить со зрителем, мне нравится его реакция. И целевая аудитория, соответственно, те люди, которые хотели бы приобщиться к такой игре.
Про трудности
Не важно, будь-то фешн-иллюстрация, отдельное платье или коллекция – все это требует колоссальных внутренних затрат, эмоций, времени и, конечно же, денег. Очень важно, когда тебя окружают твои единомышленники, которые всегда смогут не только поддержать тебя, но и направить в нужное русло. Трудности возникают, но они же и побуждают к дальнейшим действиям.
Про «Погляд у мабутнє»
Кажется, знакомство случилось несколько лет назад. Тогда я искала информацию о Маше Реве и нашла статью, в которой рассказывали о победе Маши на международном конкурсе молодых дизайнеров. С того момента я понимала, куда нужно двигаться дальше. Не буду скрывать, я очень тщательно готовилась к конкурсу. Первым этапом была подача эскизов и концепции коллекции. Потом состоялся полуфинал, где участники демонстрировали по два лука из коллекции. Там меня отобрали в финал.
Про планы
В ближайшем будущем планирую выпустить полноценную коллекцию и вплотную заняться продвижением бренда.
Читайте также
-
Алексей Маркелов