За прошедшие девять дней Одесского Международного кинофестиваля мы успели посмотреть массу кинокартин, начиная от британского мюзикла с сочной цветовой палитрой вместо декораций, русских атмосферных историй цвета выцветших обоев и заканчивая итальянской драмой с блеском роскоши вместо субтитров и украинским реализмом с отсутствием стабильности в картинке.

 Подготовила: Анастасия Василишина для TheNorDar

Художник видит кино подобно зрителю с возможностью записывать слова посредством красок. Когда краски заканчиваются, остается бесконечный черно-белый цвет. Критерии оценивания подобной цветовой гаммы кино отличаются от цветных. Четкость, строгость, форма и содержание, которое лейтмотивом скользит по взглядам главных героев. Если хочешь сконцентрироваться на идее фильма, глубине смысла и тонком звучании игры актеров, выбирай черно-белое кино.  Учитывая многообразие увиденных работ именитых режиссеров, мы остановили свой выбор на двух черно-белых кинокартинах: «Гуэрос» и «Ида», причем первый мы отказывались смотреть до последнего момента, пока случайно не оказались в зале с правильным фотографическим содержанием на экране 3х4.

Gueros-486314838-large

«Гуэрос» – фильм, который хочется распечатать на плотной бумаге и открыть выставку в аскетичном пространстве заброшенных французских домов времен 60-х годов. Каждый кадр наполнен вкусным элитарным смыслом и пронизывающей силой звучания, даже если перестаешь следить за репликами героев. Вы можете отключить звук и включить сознание, расслабить тело и сосредоточиться на движениях. Дебютная работа мексиканского режиссера Алонсо Руиспаласиоса мгновенно внесла его в список знатных мастеров своего дела с замашками на длительные обсуждения кинокритиков. Фильм о том, как верить в то, что являет собой смысл веры: в движение вперед, умение наслаждаться и хранить память о детстве. Студенческие забастовки, конец девяностых годов, молодые герои Сомбра и Сантос, не знающие покоя, находятся в подвешенном состоянии без места для обучения, без цели и уверенности в том, к чему это приведет. Отказываясь участвовать в протестах, они скрываются в доме, используя любые возможности обеспечить свое существование. В скором времени их навещает брат Сомбры – Томас, который обнаруживает, что мексиканская фолк-рок легенда Эпигменио Круз при смерти в одной из больниц города. Томас убеждает ребят найти кумира детства и отдать ему последние почести. Но в поисках главное не конечная цель, а возможность ощущать вкус движения. К чему это приводит, кто такие «гуэрос» и почему черно-белые оттенки наполняют картину «громким» цветом стоит узнать, посмотрев этот фильм.

«Если жизнь это вокзал, а люди – пассажиры, которые уезжают и приезжают, то поэты это те, кто сидят и смотрят вслед уезжающим поездам».

25281-default-katalog_2014_another-view_gueros_wf-1 large_Gueros_web_1 large_Gueros_web_2

Фильм «Ида» о еврейской девушке с апельсиновыми волосами серого цвета, угольными глазами и историей, которая зародилась в монастыре. Прежде чем дать обет, она отправляется с родной тетей Вандой – судьей-коммунисткой, любительницей крепких напитков – по околицам Польши в поисках своих корней, в особенности, могилы родителей, расстрелянных во время нацисткой оккупации. Восемьдесят минут черно-белой контрастной игры, в которой главные роли отведены персонажам с противоположными взглядами и судьбой. Тонкое, холодное лицо Иды с поникшим взглядом и желанием придерживаться выбранного пути. Ванда, женщина со страстями, мешающими ей следовать внутренним желаниям, вместо которых она предпочитает вести аморальный образ жизни. Две линии судьбы, два зеркала со взглядами и болью. Каждая героиня как отдельное движение в сторону, в которой свои планы, принципы и лозунги. И как смогла заметить Ванда: прежде, чем отказываться от мирских утех, стоит вкусить этот плод запрета. Подобными выводами она подталкивает хрупкую Иду к новым ощущениям и телодвижениям. На черно-белом экране вырастает образ крепкого парня, с жжеными волосами и музыкальными пальцами. Красивый, статный, знающий свои козыри, он аккуратно вторгается в жизнь этой девушки. Вопрос становится ребром, когда выбор бьет хлеще плетки: постриг длиною в жизнь или обыденное счастье, которое впоследствии окажется безынтересным для тех, кто Богом выбран. Эстетика в выводах и совершенная чистота в каждом кадре работают на результат: остаться равнодушным невозможно. Смотрите.

screen3 p_607335 589947

Это – наш личный выбор фильмов Одесского кинофестиваля 2014. Давайте ознакомимся со списком победителей ОМКФ, избранных членами жюри:

39936_254Гран При и денежное вознаграждение в размере 12 000 евро– «Мотивации ноль», Израиль, реж. Тальи Леви.

Зоар и Даффи — лучшие подруги, служащие в администрации артиллерийской базы на юге Израиля. Даффи ненавидит удаленную базу в пустыне и отчаянно пытается перевестись в Тель-Авив. Зоар не волнует месторасположение базы; ее главная забота — потерять девственность. Она боится остаться без подруги и готова на все, чтобы ее остановить. Административный офис может быть наиболее скучным и незаметным местом на планете, но степлер с первого акта обязательно «выстрелит» в третьем.

svidЛучший фильм фестиваля – «Свидания вслепую», Грузия, реж. Леван Когуашвили

Главный герой — 40 летний Сандро, учитель истории из Тбилиси, который до сих пор живет с родителями. Его мама давно мечтает о появлении внуков, но Сандро не везет с женщинами, которых он и его друг Ива находят на сайтах знакомств. После очередного неудачного свидания Сандро, наконец, встречает Манану и влюбляется в нее. Но выясняется, что Манана замужем и ее супруг как раз выходит из тюрьмы по условно-досрочному освобождению. Сандро решает встретить Тенго у здания тюрьмы и поговорить «по-мужски», но в итоге вынужден назваться таксистом, которого Тенго нанимает для поездки. Все трое отправляются вместе в путешествие по обратной стороне Тбилиси — не выхолощенному «туристическому» городу, блестящему словно с открытки, а смеси покосившихся ставен старого города и серых советских кварталов, где еле сводя концы с концами, живут люди, которые все еще верят в любовь.

Party GirlЛучшая актерская работа – Анжелика Литценбургер, фильм«Party Girl», Франция, реж. Мари Амашукели, Клер Бюргер, Самюэль Тейс

Анжелике – 60 лет. Она еще любит вечеринки, еще любит мужчин. Чтобы заработать на жизнь, она «раскручивает» их на выпивку в кабаре на немецкой границе. Но время идет, и клиентов становится все меньше. Правда, есть ее постоянный клиент – Мишель, и он все так же влюблен в Анжелику. Однажды он делает ей предложение.

Лучший украинский полнометражный фильм национального конкурса и денежный приз в размере 50 тысяч гривен– документальная лента «Сумерки», реж. Валентин Васянович

«Золотой дюк» за вклад в киноискусство – Кира Муратова

kinopoisk.ruПриз «За захватывающую режиссуру и бескомпромиссно правдивое отражение китайской современности» – режиссер Йинан Дяо, Китай, фильм «Черный уголь, тонкий лед»

Северный Китай, 1999 год. В небольшом городке обнаруживают несколько трупов. В результате попытки поймать предполагаемого убийцу погибают двое полицейских, и один получает тяжелые ранения. Выжившего офицера отстраняют от работы, и он устраивается на завод охранником. Пять лет спустя происходит еще одна серия загадочных убийств…

Специальные награды:

- мексиканский фильм «Гуэрос» Алонсо Руиспаласиоса за «новаторскую форму выражения уважения классическому французскому кинематографу»;
- русская лента «Звезда» Анны Меликян за блестящую актерскую игру Тины Далакишвили;
- «Золотой дюк» за лучший украинский короткометражный фильм и сертификат на 10 тысяч гривен– «Листопад», Украина, реж. Мария Кондакова.

Специальные дипломы:

- оператор Сергей Михальчук за визуальное решение фильма «Поводырь»;
- режиссер психологического триллера «Зеленая кофта» Владимир Тихий за изображения диалога в обществе;
- копродукция Украина-Турция «Люби меня», реж. Марина Эр Горбач и Мехмет Бахадыр Эр.

Приз в новой номинации национального конкурса «Лучшая актерская работа»:

- Станислав Боклан, фильм «Поводырь»,  Украина, реж. Олесь Санин;
- Усхан Чакиш, фильм «Люби меня», Украина, реж. Марина Эр Горбач, Мехмет Бахадыр Эр.

Лучший проект Питчинга полнометражного художественного фильма, производства Украины или копродукции с Украиной:

- проект «Когда падают деревья», реж. Марыся Никитюк;
- продюсеры Игорь Савиченко и Дариуш Яблонский.

Специальные призы секции Work in Progress (награды от партнеров ОМКФ: официальные авиперевозчики фестиваля – МАУ и онлайн-платформа фестиваля MEGOGO):

- реж. Тарас Ткаченко, «Гнездогорлицы», Украина. Три тысячи долларов для совершения перелетов рейсами авиакомпании МАУ;
- фильм «Моя бабушка Фаня Каплан», реж. Алена Демьяненко и Дмитрий Томашпольский, Украина. Право на рекламную компанию проекта на ресурсе MEGOGO.net в эквиваленте 5 тыс. долларов на территории Украины и 12 тысяч долларов на территории РФ.